Новости

Мурзанев. Триадология преподобного Иоанна Дамаскина.

Мурзанев Александр,

студент 5 курса Ставропольской Духовной Семинарии

Триадология преподобного Иоанна Дамаскина.

Догмат о Святой Троице является одной из центральных тем в богословском творчестве преподобного Иоанна Дамаскина [2, с. 41]. Наряду с «Точным изложением православной веры», у преподобного есть менее известное небольшое сочинение, специально посвященное этой теме, под заглавием «О Святой Троице» («Περι τησ Αγιασ Τριαδοσ») [5, с. 200]. Важнейшие вопросы православной триадологии и христологии раскрываются в нем в форме диалога.

То, что святой Иоанн Дамаскин нес монашеский подвиг в окрестностях Иерусалима и даже мог быть проповедником в церкви Воскресения [2, с. 28], наложило определенный отпечаток на характер его троичного богословия. Палестинское монашество со времен Халкидона и до VI Вселенского Собора играло особую роль в сохранении, систематизации и защите православного вероучения. Для Иоанна Дамаскина пробным камнем истинной веры была ее укорененность в святоотеческом наследии, любое нововведение для него равнозначно ереси. В «Точном изложении православной веры» он предстает прежде всего монашеским писателем, осмысляющим труды богословов предшествующих веков, и излагающим догматическое наследие Святых Отцов в удобной и привычной для монахов форме сотниц. Раскрывая догмат о Святой Троице, подвижник постоянно обращается в вопросам христологии, актуальность которых еще не утихла с предшествующей эпохи. Вместе с тем, основой для изложения троичного догмата в «Точном изложении православной веры» является учение великих каппадокийцев и, в частности, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского [2, с. 43]. Кроме того, большое влияние на его богословскую систему оказали «Ареопагитики».

Особый интерес триадологии преподобного Иоанна Дамаскина придают его взаимоотношения с исламом. Святой родился и вырос в столице исламского государства – Омейядского халифата. Он был первым христианским богословом, писавшим об исламе. Более того, ему принадлежит самое раннее описание этой религии – более раннее, чем у самих мусульманских писателей, если не считать традиции, представленной в Коране [2, с. 56]. Характерно, что ислам завершает произведение Дамаскина «О ста ересях» и наделяется у него апокалиптическими чертами: «религия измаилитов, предтеча антихриста» [3, с. 150]. В том же произведении можно увидеть следы полемики с мусульманами о троичности Божества: «Они называют нас этериастами (товарищниками), потому что мы, по их словам, вводим Богу сотоварища, говоря, что Христос есть Сын Божий и Бог» [3, с. 152]. Можно говорить о том, что исламский вызов сформировал новый контекст в раскрытии христианского троичного богословия преподобным Иоанном.

«Точное изложение православной веры» святой Иоанн Дамаскин начинает со слов: «Бога не видел никто никогда…» (Ин. 1, 18), ‑ и поясняет, что «Божество неизреченно и непостижимо» [3, с. 157]. Однако Бог знает Сам Себя и открывает нам через Сына и Духа. Преподобный Иоанн различает 2 сферы богословия: собственно «богословие» (θεολογία) и «домостроительство» (οικονομία). Θεολογία у него предполагает знание о Боге Самом по Себе, проникновение в тайну Божественного бытия [2, с. 43]. Как раз-таки ее предметом и является Тайна Святой Троицы.

Приступая к троичному догмату, Дамаскин вслед за святителем Григорием Нисским начинает с утверждения единства Бога (имея ввиду Отца), а затем переходит к рассуждению о Сыне и Духе: «И вот этот один и единственный Бог не бессловесен (ἄλογος)»[3, с. 163], «у Слова же должен быть и Дух – ведь и наше слово не лишено дыхания» [3, с. 164]. В этих рассуждениях узнается полемика с мусульманами из другой сотницы – о ересях, где святой писал: «Бог, по-вашему, бессловесен и бездушен» [3, с. 152].

В учении о единстве сущности и различии Ипостасей Святой Троицы преподобный Иоанн Дамаскин в целом следует терминологии, восходящей к каппадокийцам: «Сущность есть общее, а ипостась ‑ частное» [3, с. 243]. Ипостаси различаются их особыми ипостасными свойствами: «одними только этими ипостасными свойствами (ὑποστατικα ἰδιότητες) различаются между Собою три святые ипостаси, нераздельно различающиеся не сущностью, а отличительным свойством собственной ипостаси» [3, с. 171]. Трактат «О Святой Троице» у него начинается словами: «О Святой Троице, Единосущной и Животворящей, единая природа исповедуется, одно воление, одно действие, одна сила и одна власть, потому что единое Божество есть в трех Ипостасях, или трех Лицах, так, что Каждому Лицу сохраняются его особенные свойства (τῆς ἰδιότητος)» [1, перев. авт.]. Благодаря свойствам нерожденности, рождения и исхождения «Отец – это Отец, а не Сын. Сын – это Сын, но не Отец. Дух Святой есть Дух, а не Отец, и не Сын», «особенные свойства перенесены быть не могут (ἡ γὰρ ἰδιότης ἀκίνητος)» [1, перев. авт.], ‑ подчеркивает подвижник.

То, как мыслил Дамаскин отношения Лиц Святой Троицы и, в частности, исхождение Святого Духа – предмет отдельного исследования. Отметим лишь то, что он не разделял учения filioque и следовал восточной традиции «единоначалия Отца»: «Дух Святой… – Дух также и Сына, не как от Него исходящий, но как исходящий от Отца через Него. Ибо один только Отец – Виновник» [3, с. 180]. Формулировками «от Отца исходящий и в Сыне почивающий», «от Отца через Сына исходящий» преподобный Иоанн лишь подчеркивал тесную связь Святого Духа не только с Отцом, но и с Сыном.

По его мысли, божественное единство имеет совершенно особый характер. Ему нет аналогов в тварном мире, который разбит на атомы и индивиды. Единство и общность одного человека с другим воспринимается только мысленно, совсем иначе – в Святой Троице: «Там общность и единство усматриваются на самом деле, из-за совечности и тождества Их сущности, действия и воли, и единодушия мнения, и тождества власти, силы, и благости – я не сказал: подобия, но: тождества, ‑ а также из-за единого происхождения движения. Ибо одна сущность, одна благость, одна сила, одно желание, одно действие, одна власть, одна и та же, не три, подобные друг другу, но одно и то же движение трех Лиц. «Ибо каждое из Них не в меньшей степени имеет единство с другим, чем Само с Собой»; то есть Отец, Сын и Святой Дух суть во всем одно (κατὰ πάντα ἕν), кроме нерожденности, рождения и исхождения; раздельность же – в примышлении (ἐπινοίᾳ)» [3, с. 172-173]. Преподобный так настойчиво подчеркивает здесь идею тождества, что еще протоиерей Георгий Флоровский заметил: в богословии Дамаскина «Ипостаси Единого Бога не только подобны, но именно тождественны по существу. Божеское единство не слагается из ипостасей, но есть в трех ипостасях, есть в Трех и есть Три» [6, с. 233]. Только в таком контексте можно понять особенности его богословской терминологии: «Ипостась же пятиаспектна: ипостась, и Лицо, и знак, и особенность, и атом (πενταχῶς δὲ ἡ ὑπόστασις· ὑπόστασις, καὶ πρόσωπον, καὶ χαρακτὴρ, καὶ ἴδιον, καὶἄτομον)» [1, перев. авт.]. Если тварные ипостаси атомарны, то Божественные Ипостаси являются «атомами» только для нашей мысли.

В связи с этим особый интерес представляет учение преподобного Иоанна Дамаскина о «взаимопроникновении» (περιχώρησις) Лиц Святой Троицы. Исходной точкой для этой идеи является цитата из Евангелия от Иоанна: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). Поясняя ее, преподобный говорит: «Ипостаси суть друг в друге, не так, что сливаются, но тесно соединяются (ἔχεσθαι)» [3, с. 173]. Это неслиянное соединение Божественных Ипостасей подвижник и обозначает термином «περιχώρησις»: «Они соединяются, как мы говорили, не так, чтобы слиться, но так, что тесно примыкают (ἔχεσθαι) и имеют взаимное проникновение (περιχώρησις) без всякого слияния и смешения (συναλοιφῆς και συμφύρσεως)» [3, с. 173]. Слияние и смешение в богословской системе преподобного Иоанна Дамаскина противостоят единению и взаимопроникновению: «Смешение производит изменение, порчу, как бывает при смешении вина с водою. Единство же дает такое сопряжение, в котором ни один не уменьшается, и не портится, но пребывает, каков есть» [1, перев. авт.]. Эти понятия он описывает с помощью терминов συναλοιφή и σύγχυσις, что сам же поясняет в завершающей части диалога «О Святой Троице»: «Что есть слияние? (Τί ἐστι συναλοιφή;) – Смешение (Ἡ σύγχυσις)» [1, перев. авт.]. Единство Лиц Святой Троицы, как и единство двух природ во Христе, ‑ неслиянное (ἕνωσιν ἀσύγχυτον) [1, перев. авт.].

Божество просто и неделимо. «Божественная природа дается или приемлет?», ‑ спрашивает Иоанн Дамаскин в трактате «О Святой Троице». И отвечает: «Дается» [1, перев. авт.]. По его мысли, «Единое Божество не только не составляется из ипостасей, но и не распределяется по ипостасям, так что во всех и в каждой из них равно и тождественно содержится вся полнота Божественного естества… Единосущие означает именно это конкретное тождество сущности,  ‑ не отвлеченную общность, но единичность» [6, с. 233]. Повторяя «Ареопагитики», преподобный пишет, что свойства Божественной природы – «пребывание и утверждение Ипостасей одной в другой – ибо Они неразлучны и не покидают друг друга», «имея, ‑ добавляет он далее от себя, ‑ взаимное проникновение неслиянно (ἀσύγχυτον τὴν ἐν ἀλλήλαις περιχώρησιν)… Ибо Сын есть в Отце и Духе; и Дух в Отце и Сыне; и Отец – в Сыне и Духе, причем не происходит никакого стирания, или смешения, или слияния. И единство и тождество движения – ибо у трех ипостасей одно устремление и одно движение, чего невозможно усмотреть в сотворенной природе» [3, с. 184].

Таким образом, учение преподобного Иоанна Дамаскина о взаимопроникновении Божественных Ипостасей служит совершенным выражением уникального единства Бога Троицы: «Отец – совершенный Бог, Сын ‑ совершенный Бог, Дух Святой – Бог… но Три ‑ единый Бог… Это совершенно необычно и подобает только Богу» [4, с. 10].

________________________________________________

  1. Thesaurus Linguae Graecae (TLG). IohannesDamascenus — De sancta trinitate.
  2. Иоанн Дамаскин // Православная Энциклопедия. Т.24.
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. М., 2002.
  4. Иоанн Дамаскин, прп. Трактат о правомыслии // Богословские труды. Вып. 42.
  5. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. Киев, 2007.

Флоровский Г. В., прот. Византийские Отцы V‑VIII вв. Париж, 1933. 

Experience the gaming revolution at Glory's revolutionary gaming movement , where change is constant.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *