Старчество никогда не превозносилось своими духовными дарованиями и отнюдь не ставило себя выше духовной иерархии.
Благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы и лично достигший бесстрастия, отныне становится способным руководить новоначальным иноком в его «невидимой брани» на пути к бесстрастию. Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения. Установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец искусный духовный врач. Он должен непременно обладать даром рассуждения и «различения духов», т.к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться в ангела. Связь старца и ученика не разрывается даже смертью. Молитвы старца о послушнике неизменно сопровождали его в пути жизни, как этой, так и будущей, и на земле, и за гробом. Как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества. Старчество не есть иерархическая степень в церкви, это особый род святости, а потому может быть присущ всякому. Истинное старчество есть особое благодатное дарование – харизма – непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости.
В то время, как церковной власти обязаны подчиняться все члены церкви, старческая власть не является принудительной ни для кого. Старец никогда никому не навязывается, подчинение ему всегда добровольно, но найдя истинного, благодатного старца и подчинившись ему, ученик должен уже беспрекословно повиноваться во всем старцу, т.к. через последнего открывается непосредственно воля Божья. То же самое вопрошать старца ни для кого не обязательно, но спросив совета или указания, надо непременно следовать ему, потому что всякое уклонение от явного указания Божия через старца влечет за собою наказание.
Сами старцы происходили из разных сословий. Это могли быть и купцы, и дворяне, и даже просто крестьяне. И так же приходили к старцам люди разные, верующие и маловеры, но всех они принимали с одинаковым радушием. Многие с первой же встречи считали старца своим духовником.
Если говорить вообще о русском старчестве, то оно не отличается от древнего или восточного. Ведь практически все старцы руководствовались в своей жизни писаниями древних восточных отцов Церкви. Можно, наверное, назвать одну отличительную черту, это всенародное служение. Старец вышел из затвора и обратился к людям. Влияние старчества распространилось далеко за пределы монастырей. Чтобы по возможности одухотворить и оплодотворить жизнь народа, укрепить его духовные силы перед предстоявшими тяжелыми испытаниями. Старцы Русской Православной Церкви, по самому смыслу своего послушания, призванные исцелять, возрождать и вдохновлять души приходящих к ним людей, должны были и письменно изложить определенные методы врачевания души. Ведь смысл старчества можно найти во врачевании грехов и недугов, нуждающихся в помощи ближнего.
Иерей Максим Мищенко