«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разводится с женою своею кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5,31-32).
Архиепископ Феофилакт пишет: «Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с нею, дабы не случилось чего худшего, потому что возненавидимая могла быть и убита. Но таковой обязан дать разведенной разводную, которая у них называлась отпускной, чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты, когда он станет жить с другой».
Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Муж, который отпустит жену свою, хотя бы и не взял другой жены, делается виновным через то, что заставляет свою жену прелюбодействовать, и ближний, женившийся на разведенной, становится прелюбодеем потому, что взял чужую». Таким образом, беспричинный развод является соединением многих зол, многих грехов, которые ложатся со всею своею тяжестью на лицо, допустившее произвольный и неосновательный развод. Такова сущность учения Христа.
Профессор А.П. Лопухин замечает: «О женщинах Он, т.е. Иисус Христос, может быть, не говорил потому, что их не было в числе лиц, Его слушавших». Далее профессор приводит слова блаженного Августина, которые подтверждают отношение слов Спасителя, как к мужчине, так и к женщине: «если бы кто стал утверждать, что Господь допустил, как причину оставления супруга, только любодеяние, которое совершается при недозволенном конкубинате, то можешь сказать, что Господь сказал об обоих верных, не позволяя им оставлять друг друга за исключением вины прелюбодеяния». Из вышеуказанных слов видно, что Иисус Христос очищает закон от грубых фарисейских преданий, делая основной акцент на целомудрие, как в супружеской жизни, так и после развода.
Хочется добавить слова известного библеиста Генри Г. Геллея: «Спаситель не только предупреждает нас, чтобы мы контролировали свои внутренние чувства, но идет гораздо глубже, чем Моисей в ограничении развода».
О браке и разводе Господь наш Иисус Христос говорил не только в нагорной проповеди, но и в своей беседе с фарисеями. Содержание этой беседы содержится в повествовании двух евангелистов, у апостола Матфея и апостола Марка. Мы не будем заострять внимание на имеющиеся различия в чтении текста Священного Писания, для нас важен смысл учения Христова. На вопрос можно ли человеку разводиться Господь отвечает «По жестокосердию Вашему» (Мк.10,5). И раскрывает истинную суть таинства брака: «В начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать. И прилепиться к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10,6-8).
Споры о браке и разводе волновали тогда фарисеев и разделяли их на приверженцев Гиллеля и приверженцев раввина Шаммаи, которые, в свою очередь, учили о семейных отношениях по-разному. Особенности их учения мы рассматривали в первой главе данного сочинения. Книжники ожидали, к какой партии примкнет Сын Божий, поэтому и задали ему этот каверзный вопрос. Иисус Христос, учредитель Нового Завета, пришедший восстановить Церковь Свою в прежнее состояние чистоты и невинности, потерянной Адамом, христианский брак освятил и сделал его неразлучным. «И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мк. 10,9.)
Показывая цель первоначального брака, установленного Богом еще в раю, в состоянии невинности прародителей наших»1 Ссылаясь на Евангелие от Матфея 10 главу, 9 стих, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Этими словами Христос показывает, что разводиться – дело противное, как по природе, так и по закону: признак, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону, поскольку вы поступаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделить».2 По мнению митрополита Филарета (Вахромеева): «В этих словах Иисуса Христа заключены богословские и психологические, биологические и социальные основы как общего учения о семье, так и повседневной практики семейной жизни».3
Касаясь учения Господа нашего Иисуса Христа о браке, необходимо обратить свое внимание и на девство. «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано». (Мф 19,10-11). Святитель Григорий Богослов по отношению к девству пишет следующее: «Брак – доброе дело, но не могу сказать, чтобы он был выше девства, ибо девство не признавалось чем-то высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются сим носящие узы брака!.. Почитай и ты, девственник, матерь свою, от которой происходишь; почитай и ты, обязавшийся супружеством, происшедшую от матери и матерь, хотя она и не мать, но невеста Христова».
Святитель Иоанн Златоуст, величайший аскет, монах и проповедник, толкует данные слова Спасителя так: «Этими словами Господь возвышает предмет, представляет его великим и таким образом, привлекает и побуждает к нему,… Так как речь о девстве могла показаться им очень тяжкою, то Он неприменяемостью брачного закона возбудил в них желание девства».
Своей собственной жизнью, являя неоспоримый авторитет девства, ссылаясь на Евангелие от Матфея, преподобный Исидор Пилусиот говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано». (Мф.19,11). Сим показывается, что, во-первых, подвизающиеся сим преестественным подвигом (девства) имеют нужду в помощи Божией; и, во-вторых, совет сей сходит с неба, не законом постановляемый, но предлагаемый в виде увещания; в-третьих, девство дается тем, которые препобедили невоздержание, свыше призывают содействие, сохраняют драгоценность сию постами и бдениями; нерадением и роскошью они предают себя зверю. А если бы давалось оно по жребию, то излишнею была бы награда. Не по милости оно дано, но дается желающим принять; а кто не хочет, тем никто и не даст».
Толкуя вышесказанные Евангельские стихи, хочется привести слова блаженного Феофилакта Болгарского, который писал: «Господь говорит, что, хотя стяжание девства есть великое дело, но оно не всеми может быть сохраняемо, а только теми, которым дарует Бог… Даруется же тем, которые от сердца просят, ибо сказано: «Просите, и дастся Вам, всяк бо просяй приемлет» (Мф.7,8).
Говоря о нерасторжимости брака и о целомудрии, стоит привести слова русского экзегета Гладкова Б., который отмечает относительно Евангелия от Матфея (19,11): «Это изречение можно относить не только к последующим о девстве, но и к предыдущим о нерасторжимости брака. Если кто не может возвыситься до всепрощающей любви и отрешиться от себялюбия, если кто не может понести всю тяготу супружества, не может вместить слово о святости брака как установленного Богом союза, то лучше не жениться. Но, отказываясь и от брака, надо оставаться девственником, а не предаваться блуду. Только два положения допускаются: брак и безбрачие».
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, надо отметить, что Иисус Христос предъявил к браку очень высокие требования и не принуждал ни к браку, ни к девственной жизни, отдавая предпочтение девственности.
Иерей Максим Мищенко
Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»