Содержание
Протоиерей Лев Лебедев. «Я лечусь у чародея»
Георгий Шевкунов. Не участвуйте в делах тьмы
Прот. Дмитрий Смирнов. Магические пассы
Приложение. Священное Писание о ложных чудесах
«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов,
от Бога ли они, потому что много лжепророков
появилось в мире» (1 Иоан. 4:1).
Протоиерей Лев Лебедев
«Я лечусь у чародея»
В последнее время появилось немало людей, обладающих необычайными способностями: экстрасенсов и гипнотизеров, которым предоставляются полосы в газетах и даже телеэкран. То, что демонстрируют такие люди с экрана, нередко именуется «чудом». Неудивительно, когда неверующие люди (втайне все-таки жаждущие чудес!) оценивают так эти явления, но иногда и у православных верующих возникает впечатление, что действия экстрасенсов — дар Божий. В подтверждение вспоминаются святые целители-бессеребренники, способные одним лишь словом, молитвой, возложением рук исцелять больных и страждущих. Между тем каждый честный врач-гипнотизер скажет, что никакого чуда в его гипнотическом влиянии нет. Здесь имеет место воздействие на нервную систему человека волевой силы, природа которой пока не вполне понятна …
Многие полагают, что именно так же лечили людей и святые. То есть, чудеса исцелений, описанные в Евангелии и житиях святых, — это явления того же порядка и характера, что и действия современных гипнотизеров, экстрасенсов.
Как же отличить подлинное чудо, Божию силу — от силы, природа которой науке пока не ясна?
Христианские святые: такие как великомученик целитель Пантелеимон, Косьма и Дамиан, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие — это не просто волевые и даже не просто искренно верующие и высоконравственные люди. Это люди, стяжавшие благодать Святого Духа трудным подвигом восхождения к Богу по правилам православной аскезы. Благодать проявляется в различных дарованиях, в том числе в способности исцеления людей. Православная святость, высота духовно-молитвенного подвига человека во Христе по правилам Церкви — вот гарантия и критерий того, что исцеления, происходящие от такого человека, совершаются несотворенной силой (энергией) Божества и являются истинным чудом, то есть таким действием, при котором в ход естественных, Богом установленных законов материальной жизни, привходят сверхъестественные Божественные силы. В таком случае исцеления совершенны, безусловны и могут осуществляться по отношению к любому болящему, независимо от особенностей его организма, нервной системы, глубины поражения болезнью, могут быть даже воскрешены умершие — и не клинической, а самой что ни на есть настоящей смертью.
Но если не в связи с молитвенно-духовной жизнью во Христе, а невесть откуда в человеке, или от рождения, или в результате болезненного шока, или в итоге некоего ауто-треннинга (скажем по системе йоги) появляется какая-то необычная способность (например, способность гипнотического воздействия на других людей), то очевидно, что это не благодать Святого Духа. Тогда, что же это за сила? Какова ее природа?
Возможны два ответа. Или это сила, непосредственно исходящая от падших ангелов, или одна из материальных сил (энергий) человеческого естества, получившая возможность фокусироваться в направленный луч (вроде феномена увеличительного стекла, когда обычный рассеянный солнечный свет собирается в пучок, способный прожигать бумагу, дерево, кожу).
Рассмотрим последний вариант, когда речь идет о материальной, естественной силе. Отвлеченно рассуждая, чрезвычайные природные силы можно было бы признать нейтральными по отношению к духовно-нравственному состоянию их владельца (то есть они зависят лишь от того, какой человек и с какой целью их использует). Но на деле это не так. «Земные» силы природы до Второго пришествия Христова находятся в относительной власти дьявола. Он — «князь мира сего».
После своего грехопадения человек материальным, телесным своим составом, плотью с ее «страстями и похотями», подпал под власть дьявола. Отсюда уже неизбежно, любая необычайная, чрезвычайная энергия души или плоти человека растворена грехом и через это подчинена дьяволу. Только «тесные врата» подвижнической молитвенной жизни православного человека во Христе способны освободить его от роковой власти адских сил, да и то лишь при особой, исключительной помощи Божией. Если же такого преображения нет, то у самых добрых по натуре людей, ставших обладателями чрезвычайных способностей и энергий, происходит следующее: незаметно для себя они подвергаются демоническим внушениям, возрождающим в человеке чувство собственной исключительности, необычайности, то есть гордости явной или тайной, не всегда замечаемой самим человеком. Чаще всего такие люди соблазняются властью, какую они могут иметь над другими людьми, или славой человеческой, то есть той же гордыней.
Нам сразу возразят: но ведь происходят же исцеления при помощи экстрасенсов! Люди избавляются от болей, от недугов, от болезней, которые считались неизлечимыми. Разве это плохо? Разве это противоречит христианскому милосердию? И какая разница как лечить? Лишь бы вылечить…
В ходе пастырского служения мне не раз приходилось близко знакомиться с отечественными йогами, гипнотизерами, экстрасенсами, врачами-психиатрами. По мнению самых опытных из них, гипнотабельными (способными воспринимать гипнотические внушения) являются в среднем 20 процентов испытуемых. Гипнотизер с помощью несложных проверочных опытов выявляет группу таких восприимчивых людей. Из них посредством более сложных опытов выделяет еще одну группу, особо чувствительных к гипнозу. С ними и «работает», приучая их нервную систему к исполнению любых своих команд и приказов. Такой гипнотизер может демонстрировать своих избранников широкой публике, производя эффектное впечатление мнимого всемогущества, почти чуда. Правда, он может откровенно признать, что не все люди получают от него исцеление. Но подобные признания публика обычно игнорирует, увлекаясь эффектом содеянного.
Итак, чудеса экстрасенсорного воздействия может проявить далеко не всякий человек. А что происходит с теми, кто все же их проявляет? Врачи-психиатры не без основания полагают, что один из секретов гипноза состоит в мобилизации предельных возможностей тех или иных функций человеческого организма. Обычно его силы, способности, функции используются гораздо ниже своих предельных возможностей. Если довести эти функции до предельного уровня напряжения, можно получить эффект исцеления от некоторых болезней. Но что потом? Использовав предельную нагрузку, наш организм не в силах будет справиться с очередными болезнями. Наступит реакция спада его внутренних возможностей, и последствия могут оказаться еще более худшими. Отсюда еще более страшные болезни или психические расстройства (беснования), или духовное порабощение силам тьмы. Этой хитрости и коварства не учитывают ни «целители», ни те, которые стремятся избавиться от своих страданий любыми средствами. «И бывает человеку тому последнее хуже первого!» (Мт. 12:45). Гипнотическое воздействие, кроме того, срывает ту защитную печать, которая предохраняла сознание человека от сторонних внушений, сохраняла его должную внутреннюю свободу. Теперь человек становится податливым и на другие чуждые внушения. Это, пожалуй, самое тяжелое последствие гипнотического лечения.
Обратите внимание на то, как работают гипнотизеры (или иные экстрасенсы). Они могут говорить с людьми доброжелательным спокойным тоном, но в решительные моменты у них в ходу окрик, придающий силу волевому приказу. Для чего? Чтобы подавить естественное сопротивление свободного сознания и воли пациента, заставляя их подчиняться воле врача. Кто смотрел по телевидению передачу о том психотерапевте, который через телеэкран осуществил обезболивание при хирургической операции у двух женщин, тот, наверное, обратил внимание на резкий, моментами даже грубоватый тон для врача в решающий период перед тем, как начали работать скальпели хирургов. О том, что больные женщины были давними подопытными гипнотизера, с которыми он предварительно поработал, в передаче не говорилось. Эксперимент не был чистым, даже с точки зрения присутствовавших врачей. Можно сравнить также тон, дух, характер обращения с больными людьми, таких подвижников, как преп. Серафим Саровский, отец Иоанн Кронштадтский. Парализованного Н. А. Мотовилова старец Серафим излечил от паралича одними ласковыми словами: никакого окрика, приказа, никакого разрушительного волевого вторжения.
Другой, не менее известный экстрасенс, во время телесеанса предлагает зрителям ставить на стол сосуды с водой и потом пить эту воду, как целебную. Опросы людей показывают, что вода одним помогает, а у других (большинства) или вызывает ухудшение болезни, или в лучшем случае, не производит никакого эффекта. Магические наговаривания на воду известны с глубочайшей языческой древности и определяются не только Церковью, но и современной наукой, как чародейство. По точному наблюдению академика Рыбакова, чародейство — действие над чарой (чаркой, миской, тазом) с водой. И по сей день почти все знахари и «бабки», пользуются с целью наведения болезней на человека или, напротив, избавления от них, различными наговорами, нашептываниями на воду, которую предлагают выпить, выливанием в воду воска, олова. Такие знахари могут использовать и церковные молитвы, призывая имена ангелов и святых, но между ними непременно вставляют абракадабру колдовских заклинаний. Эти заклинания связывают как знахаря, так и его пациента с определенными демонами преисподней. Что же касается современного телецелителя, по его собственному публичному признанию, он слышит по ночам «голос», внушающий ему, что и как нужно делать. Для верующих православных здесь все ясно. Для психиатров — тоже.
Не следует думать, что связь с демоническими силами осуществляется только при действиях с водой. Все прочие магические действия (даже с целью исцеления) приводят к тому же пагубному результату. Можно процитировать слова современного ученого, академика, директора Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии России П. Симонова, сказанные в самом положительном смысле о телесеансах гипноза. «Эффект внушения, — говорит академик, — невозможен без ритуальных действий, без «бубна шамана». В наше время лучший бубен — телеэкран. Очень хорошо, что он взят на вооружение» («Известия» от 29 августа 1980 г.). Слова столь откровенные, что даже не нуждаются в комментарии.
Итак, без воды или с водой, с применением древних магических символов или без них — действия гипнотизеров и экстрасенсов в основе своей ритуальны. И ритуальность эта не церковная, не христианская. Она — шаманская, в основе своей та же, какой пользовались древние волхвы и чародеи.
В святых канонах Церкви сказано, в частности, следующее: «Ибо волхвы суть те, кто… бесов призывает хотя бы и для творения благой какой-либо вещи… «
Остается подытожить сказанное. «Чудеса» экстрасенсов с полным основанием следует квалифицировать не только как вредоносные, но и как ложные. Ложность их в том, что в них действует не Божия нетварная сила, «побеждающая естества чин», а вполне естественные, материальные силы или тварные силы ангелов преисподней. Такие «чудеса» несовершенны в результатах, не безусловны, не могут действовать на всех и каждого без исключения, а значит, и не являются в подлинном смысле чудесами.
Георгий Шевкунов
Не участвуйте в делах тьмы
За последних несколько месяцев наша страна стала свидетелем не только бурных общественных и экономических потрясений. Можно, не боясь ошибиться, утверждать, что сегодня всеобщее внимание привлекают явления чисто психического, духовного порядка, обладающие необычайно сильным воздействием на индивидуальное и общественное сознание. В первую очередь мы имеем в виду прямые телевизионные трансляции с участием разного рода целителей и экстрасенсов, для которых средства массовой информации быстро подобрали определение — «представители нетрадиционной медицины».
Передачи с участием телевизионных целителей собирают у экранов изрядную часть населения страны. Судя по восторженным откликам, эти передачи, кроме специального воздействия, представляют собой едва ли не единственное на сегодняшний день проявление общественного оптимизма. И результаты, и сама процедура подобных сеансов впечатляющи. Утверждается, что число исцелившихся часто от застарелых или не поддающихся обычному лечению болезней исчисляют сотнями. Атмосфера в телестудиях вызывает у многих настоящее эмоциональное потрясение, особенно когда освободившиеся от недугов люди по указанию целителя демонстрируют на сцене «чудо исцеления».
Нравственная позиция «нетрадиционных медиков» единодушна и четко оговаривается ими: любовь к людям, доброта, благожелательность ко всем. Особо подчеркивается, что главная их цель не физическое, а духовное здоровье человека. Они заверяют, что своими средствами примут участие в духовном возрождении народа.
Не обходят они вниманием и Церковь. Практически в каждой такой передаче подчеркивается сдержанное почтение к Церкви и раздаются настойчивые призывы к сотрудничеству. Некоторые экстрасенсы называют себя людьми православными, отказываются лечить некрещенных и просят даже освятить церковными обрядами свои дипломы по «нетрадиционной медицине».
Скептикам и людям, пытающимся сказать об опасности подобной деятельности, указывают на выздоровевших больных и говорят: «В конце концов не важно, кто и как лечит, важно быть здоровым».
Да, великое благо — здоровье. Человек, потерявший и вновь обретший его, воистину обретает весь мир! Но мы, христиане, не можем не помнить слов Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мт. 16:26).
С великой радостью Церковь благословляла бы своих чад пользоваться навыками и мастерством подобных целителей, как благословляет она многие врачебные труды, если бы не знала о той духовной опасности, которая следует за такого рода воздействиями.
В опыте Православной церкви, в творениях святых отцов и христианских апологетов рассматриваемые нами явления известны давно. И достаточно хорошо исследованы, чтобы ошибаться на их счет.
Всякому, кто хоть раз бывал на акте экзорцизма («отчитки» в русском варианте), стоит только взглянуть на экран во время сеанса «исцеления» и увидеть людей, впавших в транс, помимо своей воли танцующих, смеющихся и плачущих, чтобы ясно понять: они ведут себя в точности, как люди одержимые теми силами, которые в православной практике называются бесами, или нечистыми духами. И у нас уже не возникает вопроса, почему «целитель» настойчиво приказывает таким пациентам быть сдержаннее: в состоянии одержимости люди могут начать вести себя бурно и непредсказуемо, если дух, руководящий ими, полностью овладеет человеком.
Как правило, далекий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет это влияние в искаженном виде.
Святая Православная Церковь содержит знания о духовном мире, данные ей Божественным Откровением, в опыте святых подвижников. Этих спасительных знаний вполне достаточно, чтобы каждый член Церкви мог ориентироваться в духовном мире, различать добро и зло.
Затронутый нами вопрос основательно разработан и в аскетических сочинениях отечественных подвижников: святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, отца Иоанна Кронштадтского. Мы же остановимся на нем только в связи с интересующими нас проблемами.
Современная научная мысль ведет поиски разумных существ в далеких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку.
Духовный мир существует параллельно миру физическому и включает в себя не только нашу духовную жизнь: любовь, ненависть, мысли, страсти. Это еще и мир духовных нематериальных существ, обладающих независимой волей, разумом и возможностями, несравнимыми с возможностями человека.
В отличие от физического мира, духовный мир морально не нейтрален. Если физический огонь можно использовать как в добрых целях, так и во зло, то существа духовного мира сами по себе имеют добрую или злую волю. Первые в церковной традиции называются Ангелами, вторые — демонами, бесами. Обычно не спрашивают, почему добры Ангелы — это кажется естественным. Спрашивают, почему злы бесы? Так вот, они злы как раз потому, что извратили свою естественную природу, как извратил свою естественную человеческую природу садист, которому доставляет удовольствие мучить и губить все живое. Как Ангелы, так и бесы могут воздействовать на мысли человека, вдохновлять его на поступки. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно. Много о них говорится в Священном Писании. Не связанные конкретной физической оболочкой, духовные существа могут принимать самый различный вид, но всегда тот, который люди в меру их развития готовы воспринять. Так, в сороковые годы нашего века, когда человечество уже психологически было подготовлено к межзвездным полетам и встречам с «марсианами» появились первые НЛО. Как ни захватывающи рассказы об их появлении, как ни головокружительны перспективы «контактов», но сами НЛО и их «пилоты» — все те же древние лукавые существа, которые морочили головы нашим предкам в виде уродцев с рожками и с копытцами, а теперь являются их просвещенным потомкам во всеоружии «последних достижений межпланетной космической техники». Многие западные исследователи давно уже оставили гипотезы о внеземном происхождении НЛО. Они решили заняться не самими бесконечно ускользающими объектами, а последствиями, которые оказывают на человека контакты с ними. Постепенно от трудов по космической технике они добрались до творений святых отцов Православной церкви о духовном мире, о явлениях, проявляющихся на грани духовного и физического мира, о взаимном проникновении двух этих миров.
Другого рода мистические явления и демонстрации являет собой и «полтергейст» (движение предметов без видимой физической причины), когда на глазах милиции, ученых и общественности бесы разводят такие хулиганства, что просто совестно становится за растерянных «исследователей» с высокими учеными степенями, которые до сих пор не могут понять, что над ними просто издеваются!
Благодатные явления и действия Ангелов — тема особая, и мы ее здесь касаться не будем.
Что же до «исцелений», то медикам еще предстоит исследовать воздействия гипнотизеров, оккультных целителей и экстрасенсов на организмы человека. Как это и всегда бывало в истории, время покажет, где здесь чистое шарлатанство, где печальное недоразумение людей, вслепую вторгающихся в духовный мир и души своих пациентов, где сознательное служение злу и использование темных сил духовного мира в целях, далеких от нравственности и любви к людям. Во всяком случае, кроме чисто духовных последствий, о которых еще будет сказано, подобные исцеления всегда эфемерны, непрочны, а вред, наносимый ими человеку, на всю жизнь несравним с минутным физическим облегчением.
Экстрасенсы утверждают, что их воздействие на человека происходит в рамках естественных процессов, что они лишь вызывают к действию скрытые возможности человеческого организма, хотя и делают это путем физического воздействия. Еще древние говорили о великом целительном действии слова. Лечение, настоящее лечение словом, исходит ли оно от врача, или от священника, или от близкого больному человека, было, есть и будет. Но оно не может быть общим для всех, а только лицом к лицу, сердцем к сердцу. В случае же если такие воздействия на человека сопряжены с того или иного рода тайными внушениями или тайными (т.е. оккультными) знаниями, то они однозначно связаны с разумными существами духовного мира, которых как православные подвижники, так и исследователи иных христианских конфессий признают бесами, а опыты, проводимые с их помощью, — медиумическими, или оккультными.
Не может не вызывать самого серьезного беспокойства тот факт, что десятки миллионов наших соотечественников открывают себя для совершенно неизвестного им воздействия, о происхождении и последствиях которого они не имеют даже отдаленного представления. Люди подвергают себя самым изысканным и далеко идущим психологическим и оккультным опытам, влиянию опаснейших сил духовного, психического мира.
Известны разные формы медиумизма: от «вызывания духов» и вертящихся столиков до полтергейста, «чудесных исцелений», материализации духовных существ и еще более опасных оккультных фокусов. Известны и их последствия для человека, втянувшегося в «мистическую наркоманию»: психические и эмоциональные расстройства, жесточайшая депрессия и, наконец, самоубийства и злодеяния, совершенные под влиянием демонических сил. Но самая большая опасность — вечная погибель души, если человек не оставит общения с духом злобы и не покается. Потому-то Священное Писание строжайше запрещает контакты с оккультным миром: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10-12).
В замечательном исследовании о современных оккультных явлениях американского иеромонаха Серафима Роз «Христианство и религия будущего» можно прочесть: «Медиум — это лицо, обладающее определенной психической чувствительностью, которая позволяет ему быть орудием или средством проявления невидимых сил или существ… Почти все нехристианские религии широко используют медиумическую одаренность как ясновидение, гипнотизм, «чудесные» исцеления, появление и исчезновение предметов и их перенесение с места на место».
Несмотря на разнообразие форм, во всех медиумических сеансах есть и нечто общее: пассивность медиума заключается в том, чтобы полностью отдаться действию внешней руководящей им силы, каким бы именем она не называлась: природной способностью, влиянием «космического фактора», инопланетян, явление «духов умерших» или даже Ангелов («Сатана принимает вид Ангела света 2 Кор. 11:14).
Пассивность присутствующих также желательна, и поэтому на оккультных сеансах вполне обычны призывы отдаться потоку мыслей и подхватывать все возникающие ощущения. Но для «продвинутого» медиума пассивность присутствующих не является необходимым условием. Путем тренировок и собственной полнейшей подчиненностью руководящему духу медиум может достичь результатов, когда сеанс будет удаваться даже в присутствии многих скептиков.
Необходимая спиритическая атмосфера обычно создается искусственными приемами, как например, пение гимнов, слушание тихой музыки и даже совместная молитва.
Все присутствующие берутся за руки, образуя так называемый спиритический или магический круг. Путем такого замкнутого кольца каждый участник снабжает энергией определенную силу, которая коллективно передается медиуму. Однако магический круг нужен только не очень развитым медиумам (отец Серафим Роз).
Сегодня мы можем воочию убедиться, что магический круг с успехом образуется и с помощью, например, телевидения, как это имело место в начале семидесятых годов в США у популярного (недолгое время) телецелителя Орела Робертса. (В области дурной мистики наши новоявленные «звезды» всего лишь устаревшая западная мода!) Этот Орел Робертс производил «чудесные исцеления» по телевидению с тем только отличием от наших отечественных «нетрадиционных медиков», что в конце концов стал называть оккультные вещи своими именами. Вскоре он прекратил опыты, так как обычные последствия оккультизма не замедлили сказаться на многих его пациентах.
Каким же образом образуется эта странная энергетическая цепочка? Заметьте, телемагам не нужно, казалось бы, ничего от нас: мы можем не слушать их, даже не понимать (известны случаи воздействия на младенцев, на незнающих языка, при отключенном звуке телевизора), допускается, что вы можете недоверчиво или откровенно критически относиться к «целителю», но если вы не выключаете телевизора, то отдаете как раз то, что необходимо, — ваше внимание! А остальное возьмут помимо вашей воли!
По единодушному мнению святых отцов, именно вниманием человека стараются завладеть бесы: это единственная дверь, через которую они могут проникать в душу. Отцы заповедуют не внимать никаким внушениям духов злобы или тех, через кого они действуют, не перекидывать к ним духовный мост, соединяющий человека с внешним миром, — его внимание.
Отдавая свое внимание, человек невидимо становится в многомиллионную спиритическую цепочку и оказывается в ней пусть не активным членом, но проводником и участником. А этого достаточно, чтобы оказать воздействие на душу, а для некоторых и на тело, после чего может появиться «приподнятое, оптимистическое настроение» и «чудесное исцеление», которое часто происходит за счет перераспределения энергии либо в самом человеке (один орган исцеляется за счет другого), либо среди лиц, участвующих в спиритической цепочке. А уже вслед за этим утверждается и вера в медиума, решимость твердо следовать ему во всем, а порой даже настоящая «одержимость им».
Система массовых внушений не нова. Мы хорошо знакомы с ней в форме внушений идеологических. Сдобренные обещаниями всяческих возможных и невозможных благ, эти внушения были причиной известных трагедий в истории нашей страны. Последствия одержимости ложными мыслями, ложным духом у нас перед глазами. Теперь же речь идет о новой системе психологически-оккультных внушений.
Особенно опасно то, что система подобных воздействий старается проникнуть в святая святых человеческой души — в область духа. Насколько это страшно могут понять пока лишь только христиане.
Устроением Божиим человеческая душа, его воля непроницаемы для воздействия воли другого человека. Лишь духовные существа (Ангелы или бесы) могут внушать душе помыслы, но человек властен принять или отвергнуть их. В этом великий дар Божий, дар свободной, Богоподобной воли. Но если человек добровольно поддается сильному психическому воздействию со стороны «специалиста», имеющего опыт внушений или оккультных знаний, то постепенно та, образно говоря, духовная преграда, которая предохраняет душу от непосредственного влияния чужой воли, разрушается, и человек становится доступным психическому, волевому воздействию другой человеческой личности. Такому воздействию, о котором сам человек может и не подозревать! Даже «невинный» гипноз в состоянии разрушить эти защитные области духовной структуры человека, не говоря уже о более сильных и таинственных внушениях.
Усиление и принятие оккультных увлечений во все времена сопутствовали деградации, ослаблению общества. Нынешняя «новая волна» в нашей стране набирает силу, но пока она не достигла тех форм, в которые обычно облекается оккультизм, когда собирает нужное количество приверженцев. А формы эти таковы — новое религиозное сознание и противохристианская деятельность.
Нынешние телемаги ничего не говорят о том, что выйдут на уровень каких-то религиозных систем. Но такое умолчание сплошь и рядом встречается во многих мистических сектах и восточных религиях. Тем, кто приступает, например, к занятиям йогой, ничего не сообщают о сверхъестественном, а лишь о здоровье, о физическом и нравственном совершенстве. Более того все мистическое и оккультное отрицается. И только спустя время «продвинутым» перспективным и надежным ученикам открывают тайное учение. Большинство же так и остается профанами, вполне довольствуясь экзотическими упражнениями, индуистским жаргоном и сознанием своей значимости «в космосе». В этом, последнем, и сосредоточены истинные, скрытые цели начального посвящения. Сознание собственной значимости — вот что внушается человеку вместе, конечно, с непременной и трепетной заботой о здоровье, а также с «любовью к людям» и всем набором гуманитарных реверансов в сторону абстрактного «добра и нравственности». Вдохновители восточных и оккультных учений прекрасно знают, что гордость, сатанинская гордость, которую они называют «сознанием собственной значимости», обращает в ничто любое доброе дело.
Почти ежедневно слышится с экрана мистическая терминология: космизм, выходы в астрал, путешествия в галактиках, встречи с инопланетянами, микрокосмы и проч. Уже раздаются голоса о синтезе всякой духовности, и модное слово «плюрализм» употребляют в сочетании со словом слова «духовный». Уже стараются привлечь к плюралистической духовности и Православие, где место Христа Спасителя будет рядом с телемагом, восточным гуру и гуманоидом из летающей тарелки.
«Исцеления» — это, несомненно, лишь начало! Начинается всегда с самого грубого, материального, но действенного. Продолжение программы зрителям покажут в следующей серии. Но основы закладываются сегодня. Теперь уже можно не сомневаясь сказать: во время спиритических телесеансов люди невольно получают посвящение в оккультный мир, наделяются оккультными способностями.
Для посвящения (инициации) много не требуется. В различные времена и у разных народов оно могло сопровождаться поклонением мистическому объекту, «возложением рук медиума», участием в «магическом круге» и даже просто чтением оккультной литературы и наблюдением за оккультными опытами. Пример явного посвящения, происшедшего помимо воли человека, был показан недавно по телевидению. Девушка из Ленинграда продемонстрировала дар притягивать металлические предметы, который открылся у нее после того, как она увидела подобный опыт по московской программе. Способности такого рода на первый взгляд бессмысленны, но цель та же — привлечь к подобным «чудесам» наше с вами внимание.
Впрочем, телезрителям доводилось видеть на экране случаи куда более настораживающие. Совсем недавно некий экстрасенс начал свой «курс лечения» с просьбы ко всем зрителям встать и повернуться лицом… к западу. Затем он, воздев руки, трижды совершил поклонение, с усилием, как бы принуждая стоящих перед ним сделать то же. Для всякого православного человека, знающего, как происходит таинство Крещения, ясно, что на его глазах происходит нечто прямо противоположное чину отречения от сатаны, когда крещаемый, встав лицом к западу, с древних времен символизирующим зло и сатану, отрекается от врага человеческого рода. А затем, повернувшись на восток, который символизирует Божественное присутствие в мире, трижды поклоняется Господу. Конечно, сам экстрасенс может объяснить все это иначе, припишет, по обычаю, наши подозрения «клерикальному мракобесию», но мы-то понимаем, что это может значить.
«Мы неуклонно приближаемся к времени, когда откроется широкое поприще для многочисленных ложных чудес, чтобы привлечь к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены этими чудесами», — писал наш великий святитель Игнатий Брянчанинов. А цель этих ложных чудес одна — отвратить человека от Христа, Единственного и Истинного Спасителя, и привести к чему угодно: «к духовности», к инопланетянам, к самому себе, к гуру, к бесу…
Истинные исцеления, совершаемые по вере в Господа Иисуса Христа в Православной Его Церкви, в первую очередь связаны с покаянием и исцелением души. Своим благодатным изменением они простираются не только на временную жизнь, но — что главное — на Жизнь Вечную.
Первейший признак истинного подвижника, на которого Господь возложил тяжкий крест исцелений и чудотворений, — глубочайшее смирение. Напротив, делатели ложных чудес надменны, горды, честолюбивы, подозрительны к людям, жестоки, хотя могут бесконечно говорить о любви к человечеству.
Здесь в мире порой прикрытое, порой явное отступление от Бога. Чем дальше, тем более одушевляются адепты тайных учений, видя, что все легче им вовлекать людей, потерявших веру во Христа, в свои сети. Но в то же время они не могут не сознавать, что человеконенавистническая сила их будет посрамлена и уничтожена силой Божией. Недаром один из известнейших телемагов на вопрос, хочет ли он креститься, ответил несогласием и пояснил: после крещения у него может пропасть «исцеляющая сила».
Дети, у которых загорается все, что только может гореть; дома, где летают предметы; люди, которые неожиданно начинают «исцелять»; инопланетяне, как навождение носящиеся теперь уже и по Русской земле, возбуждая умы и потрясения в прессе, — все это проявления одного и того же духа, который от крещения и Христовой веры пропадает, исчезает, яко исчезает дым…
Почему же не освятят дом, где летают сковородки и ворочаются «барабашки»? Ведь подобные случаи известны столетиями, как и известны церковные способы борьбы с ними. Почему хотя бы не попробовать? Не делают этого, потому что не хотят! «Возлюбили больше тьму, нежели свет» (Ионн. 3:19), — сбывается слово Господне. Им интересно с «барабашкой», интересно проводить медиумические опыты, интересно воровски, через черный ход вторгаться в духовный мир и разбойничать там, ощущая себя могучими сверхлюдьми. Им интересен оккультный путь в жизни, а не путь Креста Христова. Им интереснее с дьяволом, чем с Богом!
Как же далеко отстоит наше сознание от сознания наших предков, которые понимая страшную опасность подобных опытов для человека, оценивали их наравне с убийством и самым страшным злодейством! Православных христиан за обращение к «целителям», подобным нынешним, отлучали на долгие годы от причастия. Мракобесие, дремучесть! — отшатнутся многие. Не призываем мы, конечно, к средневековым казням экстрасенсов и телемагов, но неужели в этих фактах истории мы найдем только подтверждение «дремучести» наших предков и ничто не заставит нас задуматься над опасностью?
Как ни обидно за людей нецерковных, когда они бездумно отдают свою душу и тело в волю телемагов и духов, ими руководящих, неизмеримо горше и страшнее, когда слышишь, что соблазняются «исцелениями» православные христиане и даже некоторые священники…
В любом случае, кто бы ни приглашал нас воспользоваться услугами оккультных «целителей», единственным отношением православного христианина может быть только полное и твердое уклонение от подобных «исцелений» и опытов. Да и православным ли христианам искать помощи на стороне? Или нет у нас Господа, Который вчера и сегодня Тот же (Евр. 13:8), Который исцелял и исцеляет всех, с верой приходящих к Нему? Или нет Заступницы, Скорой Помощницы Божией Матери? Нет преп. Серафима, Саровского чудотворца, и сонма святых, сильных подать нам помощь? Или нет в нас православной веры, если мы предпочитаем веру в телемагов и первых встречных, которые пообещают найти средства облегчить наши болезни? За все приходится расплачиваться. За наше спасение, за неисчислимые христианские чудеса Господь заплатил Своею Кровью. За «чудеса» бесовские, за этот кратковременный обман будут платить как сами маги, так и их жертвы, платить настолько, насколько они отдалились от Христа и склонили к этому других.
Сейчас трудно сказать, чем разрешится для России это новое увлечение: в нашем крайне скудном духовном состоянии мы должны предоставить течение вещей Суду Божию, Который откроет сокровенное в известное Ему время. Будем только помнить завет ап. Павла: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы!» (Ефес. 5:11).
Прот. Дмитрий Смирнов
Магические пассы
Почти ко всем приходским священникам в последнее время обращались верующие с просьбой разъяснить, можно ли лечиться у телевизионных целителей.
В поисках ответа на столь злободневный вопрос обратимся к обычному требнику, который имеется у каждого батюшки. В главе «Из Номоканона важнейших правил изъявление» в разделе «О волховании» читаем: «Волхвы это те, которые призывают благотворных бесов, аще и в благая некия вещи составления, скверноубийцы суть вси, и лесцы произволением (все, кто и для блага призывают бесов, есть чародеи, убийцы и обманщики.)» И дальше: «Те которые ходят к чародеям и колдуют или гороскопы составляют, на шесть лет отлучаются от причастия Святых Христовых Тайн, а те, кто приводят целителя в дом свой, где есть больной или для другой цели, и чаруют, отлучаются от причастия на пять лет, так как все это совершается действием бесовской силы».
Как будто все ясно. Но слышно возражение сомневающихся: «К чему современных целителей причислять к волхвам, т.е. к волшебникам? Откроем «Полный церковно-славянский словарь», составленный магистром богословия священником Григорием Дьяченко. «Волхв — приготовляющий отравы, волхователь, чародей. Человек, производящий заклинания против болезней, заклинатель… Под волхвами в древности разумелись люди мудрые, обладающие знаниями тайных сил природы, светил небесных… » Разве не подходят под это определение наши «чудотворцы», полностью саморазоблачающиеся в бесчисленных интервью?
Иным пациентам импонирует, когда целители, совершая магические пассы, изображают нечто похожее на крестное знамение. Послушаем, что говорит по этому поводу св. Иоанн Златоуст — один из великих учителей Церкви: «Если и имя Святой Троицы будут призывать при таких действиях, или святых на помощь, или будут делать крестное знамение, надо убегать от них и всячески их избегать».
Но ведь некоторые экстрасенсы утверждают, что у них прекрасные отношения с Православной церковью, что они исцеляли даже священнослужителей! В это трудно поверить: никто из служителей алтаря Господня не подтвердил этого. Но даже если это имело место, то в требнике (богослужебной книге) мы читаем: «Если даже и священник впадет в такое черное ремесло, то надо извергнуть его из Церкви и совершенно отлучить согласно 36-му правилу Лаодикийского собора» (собор состоялся в 364-ом году. Смотри также правила: Трульского собора 6; Анкирского собора 24; святого Василия Великого 7, 65, 72, 81, 83; Григория Ниского 3).
Дорогие братья и сестры! Каждый раз, совершая в наших храмах Божественную литургию, мы поем Символ веры, исповедуем полное единство, единомыслие с матерью нашей Церковью, мы веруем в нее — Святую, Соборную и Апостольскую. Для православного христианства нет другого авторитета. Так вот, Святая Церковь устами святых отцов Вселенских и Поместных Соборов запрещает нам участие в волхованиях, исцелениях, не позволяет вводить кудесников в свои дома. А мы, включая телевизор, совершаем богопротивное дело в наших домах.
Разве нет в Церкви святого таинства елеосвящения (соборования)? Разве приобщающий нас Святыми Дарами священник не говорит, что причащаемся мы «во исцеление души и тела«? И если Богу не угодно нас тут же исцелить, хотя в Его власти сделать это (достаточно вспомнить Евангелие и всю историю Святой Церкви), неужели нам надо обращаться к иным богам, иным силам? Или мы не веруем во всемогущество Бога и любовь Его к нам, забывая, что Он нас создал и за нас пролил Свою кровь? А многие готовы бежать к Его противнику за мнимыми исцелениями. Как легко иные становятся предателями!
Неужели цель оправдывает средства? Разве для здоровья тела можно убивать душу? «И какой выкуп даст человек за душу свою?» Так что, здоровье любой ценой? Если душа дороже всего видимого мира, то тем более она драгоценнее временного здоровья тела!
Сейчас, и за более тяжкие преступления против Закона Божия, Церковь не отлучает своих заблудших детей от своего общения, надеясь снисхождением к нашей духовной немощи и необразованности пробудить в нас ответное чувство. Но, проявляя неблагодарность к Богу, маловерие, мы сами изгоняем из души благодать Божию и «оставляется дом наш пуст».
Мы сами выводим себя из Тела Христова, отлучаем от Церкви, становимся чуждыми Богу, гасим в себе последний огонек веры; ибо веруя «целителям», мы отдаем себя в их власть, не задумываясь, какова природа этой власти. Сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мт. 4:10). Кроме случаев чудесного Божественного вмешательства, любые исцеления всегда происходят за счет здоровья души, повреждая ее.
С древних времен Церковь придавала большое значение тому, как человек верует и кому верит. Собору Вселенскому или Арию? Максиму Исповеднику или его мучителям? Неправильная вера, вера не в Истину сочетает собой душу человека с неправдой. Поэтому ересь (искаженная вера) признавалась святыми отцами худшим грехом, чем воровство и блуд (авва Агафон), так как еретик «отлучается от Бога живого и истинного и приобщается дьяволу и ангелам его» («Отечник» святителя Игнатия).
Будем, братья и сестры, православные христиане, бдеть над своей душей, как заповедал наш Господь: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мт. 24:4), ибо «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мт. 24:11), «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Мт. 24:24). Конечно, появление невиданных ранее волхований — это только первые признаки предсказанных в Евангелии грозных событий.
«Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать перед Сыном Человеческим» (Лк. 21:36).
Приложение. Священное Писание о ложных чудесах
- «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь (Бог ваш) … Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 19:31, Лев. 20:6).
- «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей. Обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сия то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:10-13).
- «Когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они (чревовещатели) не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:19-20).
- «Сойди и сядь в прах, девица, дочь Вавилона… Ты утомлена множеством советов твоих: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключится тебе. Вот они, как солома: огонь сожжет их, — не избавили души своей от пламени» (Ис. 47:13-14).
- «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев и своих волшебников и своих звездочетов, которые говорят вам: «Не будете служить царю Вавилонскому». «Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иерем. 27:9-10).
- «Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния. Да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности!» (Ос. 9:7).
- «И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать» (Зах. 13:4).
Господь Иисус Христос говорил о лжепророках:
- «По плодам их узнаете их … Многие скажут Мне в тот день: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мт. 7:20-23).
- «Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мт. 12:30).
Предсказание Спасителя о последних временах:
- «Тогда восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам» (Мт. 24:24-25).
Апостол Иоанн Богослов:
- «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1).
Апостол Павел:
- «Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22-24).
- «Дух [Святой ]же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1-2).
Об антихристе:
- «Тогда (перед концом мира) откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. 2:8-10).
Предсказания апостола Иоанна Богослова о временах антихриста:
- «Зверь из земли [лжепророк] действует пред ним (первым зверем) [антихристом] со всей властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела, и творит великие знамения, так-что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле … И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:12-15). «И схвачен был зверь [антихрист] и с ним лжепророк, производящий чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр. 19:20).
О будущей столице мирового государства (Вавилоне):
- «И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе, ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы» (Откр. 18:23).