Андреев А. Е.

Тверские губернаторы на рубеже XIX-XX вв.: статус и реальные властные полномочия

Губернатор был центральной фигурой в управлении Тверской губернии и по своему статусу являлся единственным и полномочным представителем центральной власти. С 1837 г. юридически Тверские губернаторы, как и высшие должностные лица других губерний, были отнесены к ведению МВД. На губернаторе замыкались все нити управления губернией, что делало его ответственным за все происходящее в ней. Представитель императорской власти и главный чиновник МВД на местах вовсе не случайно официально именовался «хозяином», «начальником губернии», что в принципе отражало его реальный статус1. Но нельзя считать, что губернатор был всесильным, и его власть распространялась на все губернские учреждения.

Так, с местными учреждениями других министерств губернаторы взаимодействовали, если требовались разъяснения по какому-то вопросу или были замечены злоупотребления в подведомственных министерствам учреждениях. В этом случае копия рапорта направлялась министру внутренних дел.

Инициатива губернаторов в министерствах принималась благосклонно только в случае соответствия намерениям глав ведомств. В других случаях обращения оставались вовсе без рассмотрения либо у учреждений, в которых губернатор выявил недостатки, запрашивалась информация по происшедшему. Обычно своё ходатайство к другому министерству губернское правление пересылало через МВД. Губернатор, как высшее должностное лицо, имел право ревизии местных учреждений всех ведомств (за исключением государственного контроля). Циркулярами, визируемыми императором, министры всех ведомств определяли порядок применения к их ведомствам законодательных актов, исполняя предписанное законом и в то же время адаптируя законодательство к ведомствам. На основе закона от 22 июля 1866 г. все министры должны были разработать и направить губернаторам циркуляры о правилах проведения ревизий в местных учреждениях ведомств. Так, по циркуляру министра финансов М.Х. Рейтерна, тверской губернатор имел право проводить ревизии в казённых палатах, акцизных управлениях, губернских и уездных казначействах. Но права губернатора были ограничены запретом личного распоряжения учреждениям и вмешательством в их деятельность. Другим примером регулирования губернаторских надзорных функций может служить циркуляр министра путей сообщения, предоставивший тверским губернаторам право проводить ревизии отделений округов путей сообщения (которых в губернии было 2 — III и IV) и железнодорожных станций. По заключениям ревизий руководители были обязаны немедленно исполнять письменные замечания губернаторов, одновременно информируя о них непосредственных руководителей3.

Инструкция министра почт и телеграфов от 15 ноября 1866 г. давала губернаторам право контролировать исполнение руководителями почтовых контор и телеграфных станций предписаний губернской администрации. Дополнительно министр рекомендовал ревизорам «иметь наблюдение за нравственностью и благонадёжностью почтовых и телеграфных чинов» .

Ревизии местных учреждений являлись важным инструментом управления вверенной территорией. Каждая ревизия продумывалась с максимальной эффективностью, захватывая за одну поездку учреждения нескольких уездов. Так, вступив в управление Тверской губернией 12 июня 1890 г.5, П.Д. Ахлестышев уже 5 июля отправился в города Волочек, Бежецк, Красный Холм и Весьегонск для ревизии местных учреждений. В управление делами губернии

1 Губернаторский корпус и центральная власть: проблема взаимоотношений (по материалам губерний Черноземного центра второй половины XIX — начала XX вв.) / А.С. Минаков. — Орел: Орлик, 2011. — С. 6.

2 ПСЗРИ II. Т.41.Ч.2. №43501

3 Чудовский, Д. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1865 и 1866 гг. — СПб., 1873. — С. 406

4 Там же. — С. 412

5 ТГВ. — 1890. — № 44, ч. неофиц. — С. 5.

вступил вице-губернатор Н.Н. Яфимович1. 26 июля губернатор отправился в гг. Осташков, Ржев и посад Селижарово для ревизии подведомственных ему учреждении , а вернулся из этой поездки лишь 5 августа .

Губернатор являлся председателем многочисленных присутствий4 (по крестьянским делам, по городским и земским делам, по фабричным делам, по воинской повинности, по питейным делам и т.п.), комитетов и комиссий. Через них губернатор получал дополнительные информационные каналы и рычаги управления теми или иными сферами жизни губернии.

Задача губернатора заботиться о «неприкосновенности верховных прав самодержавия и польз государства» реализовывалась через руководство местной полицией (кроме политической, хотя формально и отнесенной к ведению МВД в 1880 г.), а также контроль точного повсеместного исполнения высочайших повелений, законов, указов

Правительствующего Сената и предписания начальства.

Одновременно с руководством деятельностью органов правопорядка губернатор был обязан обеспечивать их обмундированием и вооружением. В соответствии с циркуляром от 18 января 1906 года губернатором были организованы проверка и пополнение вооружения городовых городских полицейских команд и урядников5, городовых посада Селижарово Осташковского уезда револьверами Нагана6, были закуплены и выданы 77 стальных шашек для вооружения городовых Тверской городской

полицейской команды (Тверская городская управа впоследствии заплатила за них 550 руб. 55 коп.).

Руководители губернии не раз издавали циркуляры по полиции, где

1 ТГВ. — 1890. — № 51, ч. офиц. — С. 1.

2 ТГВ. — 1890. — № 57, ч. офиц. — С. 1.

3 ТГВ. — 1890. — № 60, ч. офиц. — С. 1.

4 Чудовский, Д. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1865 и 1866 гг. — СПб., 1873. — С. 194.

5 ГАТО. Ф.466. Оп.1. Д. 34195.

6 ГАТО. Ф.466. Оп.1. Д. 21996.

разъяснялись те или иные спорные вопросы её деятельности, давались указания и распоряжения. Например, один из циркуляров Тверского губернатора уездным исправникам Тверской губернии и Тверскому полицмейстеру запрещал продажу спиртных напитков в праздники до окончания Божественной литургии и во время крестных ходов7. Не раз губернаторы издавали циркуляры о розыске и уничтожении брошюр, листовок, других печатных текстов антиправительственного содержания .

Огромное значение на укрепление административной власти губернаторов оказало издание закона 14 августа 1881 года «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного

спокойствия»9. Губернаторам было предоставлено право подвергать аресту до трех месяцев и штрафу до 500 рублей лиц, нарушавших издававшиеся высшими должностными лицами губернии

обязательные постановления, а в случае необходимости — высылки политически неблагонадежных лиц за пределы губернии (последнее санкционировалось министром внутренних дел). Например, тверским губернатором князем Ширинским-Шихмато-вым в 1904 г. «некоторые из видных общественных деятелей и наиболее опасных земских служащих — И.И. Петрункевич, А.И. Бакунин, М.П. Литвинов и др., были высланы за пределы

губернии»10.

Кроме того, губернатор получил право на время действия в губернии положения об усиленной охране запрещать по своему усмотрению общественные и частные собрания, распоряжаться о закрытии торговых заведений производств11. Закон в отношении общественных и частных собраний мог применяться практически к любой организации. Уникальный случай закрытия общества произошел, когда

Тверские губернские ведомости. — 1908. — № 29, ч. офиц. — С. 1.

8 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.19663, 19820.

9ПСЗРИ-Ш. Т.1. №350.

10 Дмитриева, Г.Н., Середа, В.Н. Тверские губернаторы. — Тверь: Областное книжно-журнальное издательство, 1996. — С. 44.

11 ПСЗРИ-Ш. Т.1. №350.

другой тверской губернатор столкнулся с тверским дворянством. Князь Н.Д. Голицын, в 1899 г. баллотировавшийся в председатели дворянского благородного собрания, не был избран. Судя по всему, обидевшись на подобное решение, Н.Д. Голицын распорядился закрыть дворянский клуб, распространив на него действие положения об обществах, чья деятельность была в юрисдикции губернатора. За закрытием клуба последовал конфликт с товарищем прокурора А.Н. Хвостовым (впоследствии членом Государственной думы, министром внутренних дел), который, будучи одним из тех, кто голосовал против губернатора, опубликовал несколько едких корреспонденций в столичном «Северном курьере».

Корреспонденции обратили внимание министра внутренних дел Д.С. Сипягина, и он распорядился клуб открыть1.

В 1880-е годы губернаторы получили право влиять на судебные инстанции; с 1889 года губернатор руководил губернским присутствием и земскими начальниками. В 1904 году начальник губернии получил статус председателя особого губернского совещания, объединявшего также прокурора окружного суда и начальника губернского жандармского управления. Особое совещание координировало следствия по преступлениям против государства, имело полномочия прекращать подобные дела и, наоборот, затягивать их. Деятельность данного учреждения было особенно важна для Тверской губернии в связи с нарастающим революционным движением. Все делопроизводство по политическим преступлениям следовало вести в жандармском управлении, его начальнику, который «имеет наиболее близкое отношение к делам»2, докладывать обо всем в губернском совещании.

Помимо этих значимых функций, с от 20 марта 1884 г. губернатору давалось право на разрешение открытия «…контор для приискания лиц на частные должности и службу, по предварительному сношению с

попечителем учебного округа, если в программу операций учреждаемой конторы входит рекомендация лиц, занимающихся педагогической деятельностью»3.

Циркуляром хозяйственного

департамента министерства внутренних дел от

13 мая 1897 года за № 4190 был утверждён проект устава потребительских обществ. Губернатор получил право учреждать потребительские общества на основании этого устава и заменять им действующие уставы. В обязанности губернатора входило информирование МВД об учреждении обществ или замене их уставов, а также обо всех отступлениях от уставов, что дополнительно согласовывалось с

4

министром внутренних дел .

Губернаторам было предоставлено право самостоятельно разрешать лотереи в пользу благотворительных установлений5. Примерами являются разрешения Ржевскому сиротскому приюту устроить лотерею-аллегри в 1897 г6, удовлетворённое прошение председателя Краснохолмской учительской организации помощи больным и раненым воинам о разрешении устройства в Красном Холме лотереи-аллегри .

Распределение внегородских

поселений Тверской губернии на разряды по взиманию патентного сбора с частных мест продажи крепких напитков также утверждалось губернатором8.

С инициативой обсуждения мероприятий по борьбе с холерой губернатор обращался к земским и городским управам в связи с эпидемиями холеры в Поволжье, Санкт-Петербурге. Полиция согласно циркулярам губернатора

9

производила в городах санитарные смотры .

6 ноября 1909 года в г. Твери под председательством Н.Г. Бюнтинга образован Тверской губернский отдел комитета по увековечиванию памяти русских воинов сухопутной армии, павших

1 Тверские губернаторы. — С. 38-39.

2 Ерошкин, Н.П. Очерки истории

государственных учреждений дореволюционной

России. — М., 1960. — С. 291-292.

‘ ТГВ.-1884.-№ 26, ч. офиц. — С. 1. ‘ ТГВ. — 1897. — № 46, ч. офиц. — С. 3-6.

1 ТГВ. — 1902. — № 102, ч. офиц. — С. 1. ; ГАТО. Ф.466. Оп.1. Д.6673. ‘ ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.27359. ; ТГВ. — 1903. — № 102, ч. офиц. — С. 1. ‘ ТГВ. — 1907. — № 60, ч. неофиц. — С. 8.

на войне 1904-1905 г.1

Кадровая политика губернских учреждений практически полностью зависела от губернатора. Каждый, желающий поступить на службу, должен был запросить разрешение у губернатора. Особенно внимательно должностные лица относились к «допущению чиновников к должности»2. Примером может служить сообщение уволенному секретарю Новоторжской уездной земской управы Василию Баранову о невозможности назначить его столоначальником Тверской губернской земской управы, как замеченного в числе лиц содействовавших распространению пропаганды среди крестьянского населения Новоторжского уезда 1903-19043.

При переходе чиновника на службу из другой губернии местный губернатор должен запросить информацию, нет ли препятствий к занятию должности у бывшего начальника губернии.

Перемещение чиновников и канцелярских служащих по другим ведомствам обязательно согласовывалось с

губернатором4.

Губернатор давал разрешение на издание в губернии различных газет и журналов. Например, в 1906 году в Твери, по ходатайству барона Ипполита Вровского, стала издаваться газета «Тверская речь»5, в Вышнем Волочке, по ходатайству Василия Демидова — «Вышневолоцкий голос»6, в Бежецке в 1907 г. — газета «Бежецкая жизнь» .

Порядок предусматривал

рассмотрение губернатором заявления, направление запроса полицмейстеру о политической благонадежности редактора, после этого в управлении по делам печати направлялось уведомление о том, что

1 Тверская копейка. — 12.12.1909 г. — №2. — С. 1; ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.5487.

2 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.14613. Л.1.

3 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.25329.

4 Министерская власть в России. Историко-юридическое исследование С.П. Покровского. -Ярославль: Тип. Губернского правления, 1906. — С. 426.

5 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.12769.

6 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.12775.

7 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.12764.

губернатор разрешил издание газеты на территории.

Вследствие этих правил переписка по вопросу издания газеты с просителями продолжалась несколько месяцев. По ходатайству потомственного почетного гражданина Клавдия Дмитриевича Рождественского в 1915 г. о выдаче ему разрешения на издание в гор. Твери газеты «Тверской край» переписка велась 23 февраля до 19 сентября 1915 г.8, а по ходатайству Владимира Александровича Ильинского о разрешении ему издавать и редактировать в гор. Твери еженедельную газету под названием «Тверской листок» — с 21 июля 1915 г. до 18 июня 1916 г.9 Вице-губернатору было поручено наблюдать за изданием каждого печатного органа. В связи с этим вызывает интерес сообщение газеты «Тверская жизнь» от 17 февраля 1906 г.: «…утром в типографию Тверского губернского земства явился от губернатора чиновник, который потребовал от заведующего типографией предъявления набора посланного губернатору в корректурном оттиске доклада «О погроме здания Тверской губернской земской управы 17-го октября 1905 года». Набор это был немедленно по приказанию чиновника разобран в его присутствии»10.

Губернатор осуществлял надзор за направлением народных чтений, никто не допускался к чтению без предварительного одобрения начальника губернии. Он решал вопрос о смете и времени чтения, мог отстранить лиц от них или запретить чтение. В Твери публичные народные чтения были разрешены в 1884 г. Инициатива Тверского губернского земского собрания была направлена в Министерство народного просвещения, а оттуда возвращена тверскому губернатору с положительным ответом. Начал чтения учитель Тверской гимназии Чернышев, которому предоставили помещение в одной из городских школ и ассигновали 500 рублей на расходы11. В период Первой мировой войны в госпиталях и лазаретах

8 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.24936.

9 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.24937.

10 Тверская жизнь. — 19.02.1906. — № пробный. — С. 3.

11 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.8886.

Тверской губернии проводились чтения и беседы для раненых воинов. Списки лиц, принявших на себя эту почётную обязанность, тщательно проверялись полицией и согласовывались с губернатором1.

Только с разрешения губернатора согласно статье 41 Устава о цензуре и печати разрешалось печатать просьбы о пожертвованиях. Губернаторы очень часто являлись руководителями и организаторами различных сборов денежных средств. Так, 26 октября 1894 г. была открыта подписка на устройство в г. Москве памятника «в Бозе почившему Императору Александру Ш-Великому Миротворцу». На основании циркуляра министра внутренних дел от 26 октября 1894 г. за №27 Тверское губернское правление открыло приём пожертвований на сооружение памятника, объявив, что все, желающие сделать пожертвования, могут вносить их в г. Твери чиновнику по счётной и экзекуторской части Тверского губернского правления2.

Одновременно с разрешением в функции губернатора входило и пресечение незаконных пожертвований, одним из примеров которых стал сбор пожертвований на Св. Гроб Господень и Св. места Палестины3.

В компетенцию губернатора входило наблюдение за правильным устройством городов, улучшением их благосостояния4, подробно права и обязанности губернаторов по отношению к экономике городов определялись «Уставом о городском хозяйстве»5. Все губернаторы постоянно взаимодействовали с городскими органами управления, являясь председателями Тверского губернского по земским и городским делам присутствия.

Земства находились под надзором губернатора и были подконтрольны в сметных вопросах, личном составе аппарата, ряде частных вопросов хозяйственного значения. Губернаторы влияли на перечень обсуждаемых земскими

1 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.575.

2 ТГВ. — 1894. — №90. — Неофиц. ч. — С. 3.

3 ТГВ. — 1895. — №52, ч. офиц. — С. 1.

4 СЗРИ. Т.2. — Ч.1. Ст. 322.

5 СЗРИ. Т.12. — Ч. 2.

собраниями вопросов. В отношении городского самоуправления действовали те же ограничения, что и для земств. Губернаторы должны были утверждать поступление на все должности по земским и городским органам общественного управления, могли увольнять чиновников этих учреждений, если они были признаны неблагонадежными. Помимо

перечисленных, им предоставлялся еще ряд прав. Все это создавало почву для роста губернаторского произвола, вызывавшего противодействие со стороны земства. Например, только в одном 1899 г. губернатором Н.Д. Голицыным было заявлено 163 протеста, что побило все общероссийские «рекорды» в этой области и стало хрестоматийным примером чрезмерности губернаторских прав в отношении земства. Фактически в Тверской губернии за два года до закона 1900 г. начала практиковаться фиксация земского обложения местной администрацией, принудительному сокращению

подвергались прежде всего расходы на медицину и образование. Закон 12 июня 1900 г. «О предельности земского обложения»6 запретил повышать земские сборы с уже оцененного земского имущества более чем на 3% в год. Новый закон фактически распространил на всю Россию результаты проводимых в 18981899 гг. в Тверской губернии мероприятий. Противостояние губернатора и земства отражалось на населении губернии, а в 1902 г. эту ситуацию усугубили последствия неурожая. Попытки земства предотвратить неблагоприятное развитие событий натолкнулись на непонимание и протесты со стороны администрации. В результате в начале 1903 г. часть крестьянских хозяйств оказалась на грани голода .

Важнейшими задачами губернатора были сохранение порядка и благополучия на вверенной ему территории. Являясь представителем императора в губернии, как высшее должностное лицо, губернатор был обязан реагировать на любые противоправительственные выступления и способствовать скорейшему их

6 ПСЗРИ-Ш. Т.20. Ч.2. №18862.

7 Тверские губернаторы. — С. 39-40.

прекращению. Еще с середины 80-х гг. XIX в. Тверь была избрана местом жительства возвращавшихся из западносибирской ссылки народников. С помощью

известного тверского статистика В.И. Покровского они получали работу в статистическом управлении земской управы и в губернском статистическом комитете. Образованная и активная тверская общественность живо откликалась на пропагандируемые народниками идеи. В начале 1900-х гг. социально-револю-ционную пропаганду продолжили среди рабочих и учащейся молодежи высланные в Тверь представители петербургского и московского пролетариата, примкнувшие к неонародническим группам, из которых выросла партия

2

социалистов-революцио-неров .

Тверской губернатор в мае-июле 1907 г. возбуждал вопрос перед Министерством внутренних дел о прекращении или сокращении высылки в губернию из столиц в связи с большим «наплывом» административно-высланных (в частности, в Вышний Волочек за первую половину 1907 г. было выслано из Санкт-Петербурга свыше 600 человек). Но от П.А. Столыпина был получен отказ3.

В Тверской губернии в начале 1905 г. прошли стачки протеста в связи с расстрелом демонстрации рабочих 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге. Служивший тверским губернатором С.Д. Урусов искал исключительно мирные пути для урегулирования конфликтов в губернии. Он приехал на забастовавшую 17 февраля 1905 г. фарфорово-фаянсовую фабрику Кузнецова в Корчевском уезде без сопровождения полиции и путём переговоров смог найти компромиссный вариант, который устраивал и рабочих, и предпринимателей .

Местные власти и оппозиционные силы готовились к 1 мая. В Твери на этот день по просьбе С.Д.Урусова были назначены учения драгунского полка.

1 Секретарь Тверского губернского статистического комитета В. И. Покровский относился к «неблагонадежным» лицам и состоял под негласным надзором полиции. Несмотря на это, тверской губернатор А.Н. Сомов не только принял его на службу, но и постоянно включал в списки на представление к очередному чину и на награды. В 1886 г. А.Н. Сомов представил Покровского к ордену св. Анны третьей степени «за отлично усердную и ревностную службу»// Тверские губернаторы. — С. 29.

2 Тверской край в XX веке. Документы и материалы. 1895-1907 гг. — Тверь, 1994. — С. 63-64.

3 Тверской край в XX веке. Документы и материалы. 1907-1917 гг. — Тверь, 1995. — С.75.

4 Тверские губернаторы. — С. 46.

Проход в город до окончания маневров закрыли, и собравшиеся в Желтиковой роще рабочие не смогли пройти в город, чтобы устроить демонстрацию. Они провели маевку за городом и разошлись. 9 мая была устроена демонстрация в д. Никола-

Малица5.

30 октября 1905 г всем губернаторам был разослан циркуляр МВД, в котором говорилось о необходимости «сообщать командующим войсками подлежащих военных округов подробные сведения о политическом состоянии за известный период как всей вообще губернии, так и отдельных её местностей»6. МВД неоднократно обращало внимание губернаторов на то, что «администрация должна приходить на помощь войскам и оказывать им всяческое содействие во

у

время беспорядков»7.

В конце октября 1905 г. был создан Тверской совет рабочих депутатов, в который входили около 200 человек. Во главе Совета стоял Стачечный комитет, который 12 декабря 1905 г. объявил в Твери всеобщую политическую стачку. Центром движения стала фабрика Морозовых, и фабричный район полностью находился в руках восставших. Правительственные войска и полиция удерживали только центр города и район вокзала. Губернатор П.А. Слепцов (назначен на должность 27 июня 1905 г.) получил указание из департамента полиции повсеместно арестовать Советы рабочих депутатов и стачечные комитеты.

16 декабря против рабочих баррикад и вооруженных револьверами дружинников были выставлены артиллерийские орудия.

17 декабря 1905 г. войска и полиция заняли весь фабричный район. События в Твери 1217 декабря 1905 г. стали периодом наиболее острого противостояния местных властей и рабочих. Только с 13 февраля 1906 г. на фабриках товарищества Тверской мануфактуры Морозовых возобновились

Платов В.С. Революционное движение в Тверской губернии (конец XIX — начало XX века). -Калинин: Калининское книжное издательство, 1959.

С. 125.

6 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.20321. Л.3.

ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.20321. Л.5.

работы. Необходимо отметить, что, по сообщениям прессы, «…прием рабочих, после двухмесячного перерыва фабричных работ, сопровождался усердной

фильтрацией. Многие старые рабочие, служившие на фабрике 20-25 лет, оказались «неблагонадежными» и оказались «не у дел», — без работы, а, следовательно, и без средств к жизни, без куска хлеба. В газетах появилось на днях сообщение о том, что на Морозовской фабрике забраковано при приеме 800 старых рабочих, и до 300 человек будто бы уволены из принятых по распоряжению полиции»1. Из этого следует, что революционное движение было заблокировано на неопределённый срок, но не лишено стимула для развития. Всего за 1905 г. в Тверской губернии учтены 47 тысяч стачечников2.

Тверской губернатор пытался не допустить подъёма крестьянского движения. Специально для изучения «Манифеста

17 октября» по рекомендации Департамента полиции в Тверской губернии создавались особые комитеты, которые обсуждали его по деревням. П.А. Слепцов заставлял разъяснять крестьянам свободы,

дарованные манифестом, отмечая, что в некоторых местах слово «свобода» отождествляется с понятием о произволе и беззаконии, и что аграрное движение по губернии в последнее время усиливается3. В Тверской губернии крестьянское движение наибольшего размаха достигло в ноябре 1905 г., когда произошли 127 выступлений. Губернатор наметил ряд мер, которые должны были прекратить «революционное подстрекательство крестьян к грабежам и насилиям против землевладельцев». В числе этих мер были арест подстрекателей без особых дознаний; оставление без внимания протестов «со стороны разных союзов и делегаций» при аресте учителей и служащих; разгон собраний и митингов. За

1 Тверская жизнь. — 19.02.1906. — № пробный — С. 2.

2 Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: Тверское областное книжно-журналь-ное издательство, 1994. — С. 74, 213.

3 Воскресенская, Н.С., Овсянникова, Н.Д. Регион

Верхней Волги в период империализма: учебное

пособие. — Калинин: Издательство КГПУ, 1979. — С.

36-37.

1905 год в Тверской губернии произошли 240 крестьянский выступлений, и были разгромлены 22 помещичьих имения .

Следующий тверской губернатор Н.Г. Бюнтинг также прибегал к помощи военных для восстановления спокойствия. 10 июня 1906 г. он просил военное начальство направить казаков в г. Торжок «для принятия мер к предупреждению и подавлению могущих возникнуть там беспорядков»5.

В ежегодном отчёте Н.Г. Бюнтинг отмечал, что «царившая среди населения в предшествовавшем 1907 году полная разнузданность и своеволие,

восприимчивость к

противоправительственной агитации,

крайне озлобленное и враждебное отношение к чинам полиции и стражникам в значительной степени уменьшилось»6. За 1907 г. в губернии учтено всего 6 стачек, в которых приняли участие 5 тысяч человек .

В соответствии с именными указами, данными правительствующему сенату 3-го и 11-го июня 1907 года, в Тверской губернии губернатору было разрешено издание постановлений по предметам, относящимся к предупреждению нарушения государственного порядка и общественной безопасности, и наложения в административном порядке взысканий за нарушение таковых постановлений. Впоследствии срок действия

предоставленных Тверскому губернатору по Высочайшему повелению от 3 июня 1907 года полномочий по изданию обязательных постановлений продлялся несколько раз, в мирное время в последний

о

раз до 4 сентября 1914 года .

Но, уже начиная с 1905 г., губернатор, пользуясь своим правом, на основании ст. ст. 15 и 16 Положения о государственной охране и именных Высочайших указов Правительствующему Сенату, в 1905-1913 гг. издает 15 обязательных постановлений, способствующих стабилизации

Тверская область. — С. 217.

1 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.12805. Л.21.

‘ Воскресенская, Н.С., Овсянникова, Н.Д. Указ. соч. —

С. 54.

7

Тверская область. — С. 147. ; ТГВ. — 1913. — №71, ч. офиц. — С. 1.

сложившейся ситуации, касающихся воспрещения: хранения и ношения оружия и взрывчатых веществ1; распространения сведений против правительства2;

проведения манифестаций3; вмешательства

4

в действия полиции ; подстрекательства к стачкам и забастовкам5; сбора денег или вещей на цели, направленные против

государственного порядка и общественного

6

спокойствия , распространения слухов о правительственном распоряжении,

у

общественном бедствии или ином событии7; озорства и беспорядков в отношении имущества граждан8; проживания без регистрации .

Контроль над выполнением обязательных постановлений был строгим. Приведём несколько примеров наказания средств массовой информации указанного периода за нарушение пунктов 1, 4 и 5 обязательного постановления от 4.06.1907 г. «О воспрещении распространения сообщений и сведений, возбуждающих против Правительства, а также публичного восхваления преступлений». Так, распоряжением тверского губернатора от 15 января 1908 г. на ответственного редактора газеты «Тверская жизнь» А.К. Касаткина наложен денежный штраф в размере 150 рублей с заменой в случае неуплаты административным арестом на 1 месяц за напечатание в №№2-3 газеты от 10 и 13 января 1908 г. статей: « На Морозовской фабрике», «Из песен неволи» и «Нормальный отдых»10; распоряжением от 27 апреля 1908 г. на него же наложен денежный штраф в размере 300 рублей с заменой в случае неуплаты

административным арестом на два месяца за напечатание в №№ 11 и 25 статей «Чего ждать весною» и «Филькин конец»11; распоряжением от 8 января 1909 г. на

1 ТГВ. — 1905. — №93.; ТГВ. — №90. — 1906. Офиц. ч. С. 4.

2 ТГВ. — 1907. — №40, ч. офиц. — С. 1.

3 ТГВ. — 1907. — №42, ч. офиц. — С. 1.

4 ТГВ. — 1908. — №21, ч. офиц. — С. 1.

5 ТГВ. — 1911. — №73, ч. офиц. — С. 1.

6 ТГВ. — 1911. — №69, ч. офиц. — С. 1.

7 ТГВ. — 1912. — №12, ч. офиц. — С. 1.

8 ТГВ. — 1913. — №15, ч. офиц. — С. 1.

9 ТГВ. — 1913. — № 101, ч. офиц. — С. 1-2.

10 Тверская жизнь. — 2.02.1908. — №6. — С. 1.

11 Тверская жизнь. — 4.05.1908. — №28 — С. 1.

редактора-издателя газеты «Новое Ржевское слово», ржевского мещанина Александра Алексеева Фокина, наложен денежный штраф в размере 100 рублей с заменой в случае неуплаты арестом на три недели за напечатание в №26 газеты от 2-го января статьи «Ржев 2-го января 1911 года» ; распоряжением от 7 августа на редактора-издателя газеты «Ржевское слово», ржевского мещанина Алексея Иванова Тепина, наложен денежный штраф в размере 200 рублей с заменой в случае неуплаты арестом на один месяц за напечатание в №25 газеты статей «К 200-летию Полтавской битвы» и «Обреченные на разорение»13.

В связи с началом Первой мировой войны именным высочайшим указом 24 июля 1914 г. Тверская губерния объявлена на положении чрезвычайной охраны14. В этот сложный период губернатором служил Н.Г. Бюнтинг, который с самого начала войны имел право прекращать любые собрания, распоряжаться о закрытии торговых или промышленных заведений. На основании его распоряжения полиция могла произвести арест любого жителя губернии на срок до одного месяца даже по подозрению в участии в преступных обществах. Министерство внутренних дел наделила губернатора правом высылать неблагонадежных в политическом отношении лиц за пределы Тверской губернии. Нарушители обязательных постановлений подвергались штрафу до 3000 рублей либо аресту на срок до трёх месяцев. С 26 июля было запрещено проводить чтения и лекции без разрешения губернатора15.

Однако полномочия высшего должностного лица не стали безграничными. Например, губернатор, как и ранее, не мог отстранять от должности чиновников ведомств не МВД. Такие вопросы решались в соответствии с

12 Последние Тверские новости. — 16.08.1909. -№23. — С. 1.

13 Последние Тверские новости. — 23.01.1911. -№2. — С. 3.

14 ТГВ. — 1914. — №60. — С. 1.

15 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.20212. Л.7.

установленным порядком1.

2 августа циркуляром губернатор Н.Г. Бюнтинг предлагал уездным исправникам и полицмейстеру г. Твери, на основании телеграммы начальника

Генерального штаба от 30 июля 1914 г., для подавления «.особо серьезных

беспорядков обращаться к местному начальнику гарнизона с требованием командирования войск»2.

С расширением театра боевых действий в Тверскую губернию направлялись беженцы из западных регионов России, и главе губернии приходилось решать внезапно возникшие острые проблемы снабжения населения продовольствием и топливом. Вместе с беженцами прибывали и военнопленные вражеской армии, которым тоже необходимо было найти место и средства содержания, по возможности привлечь к труду. Госпитали и лазареты размещались в Твери и других крупных городах. Всё это создавало угрозы распространения эпидемий, влекло недовольство населения, распыляло и без того небогатые продовольственные и иные запасы губернии, практически не пополняемые ввиду сильнейшей загруженности транспортных артерий. На губернаторе лежали задачи исполнения предписаний начальников нескольких военных округов, к которым были отнесены уезды Тверской губернии.

Реализация всех вышеперечисленных полномочий требовала от тверских губернаторов ежедневно рассматривать и подписывать лично огромное количество документов (в начале XX века порядка 300400 бумаг ежедневно ).

Завершая описание и анализ функций губернатора, можно отметить следующее. Губернатор на рубеже веков был председателем 15 правительственных и общественных учреждений. Если в первой половине XIX в. губернатор возглавлял

Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — С. 224.

2 ГАТО. Ф.56. Оп.1. Д.20212. Л.14.

3 Зырянов, П.И. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914 гг.) // Исторические записки. — 1982. — Т.102. — С. 284.

около десятка учреждений, то в начале XX в. — в полтора раза больше. В целях реализации полномочий по управлению губернией ему подчинялись учреждения ведомства Министерства внутренних дел, но не подчинялись местные отделения других многочисленных ведомств, что серьёзно ограничивало его возможности. Циркулярно был установлен порядок ревизий учреждений практически всех ведомств, но на практике он применялся редко, ввиду возможности обострения отношений губернатора, инициировавшего проверку, и министра, в чьём ведении находилось учреждение.

В целях охраны порядка и общественного спокойствия губернатору по ведомству МВД была подчинена вся местная полиция (за исключением местного отделения главного жандармского управления), а также дано с 1881 г. право издавать обязательные постановления. Используя его в годы Первой русской революции и весь период после неё губернаторы пытались остановить революционные волнения в крестьянской и рабочей среде, водворить порядок во вверенной территории, удержать события под своим контролем.

Помехой в работе для всех губернаторов было огромное количество бумаг, которое ежедневно нуждалось в их рассмотрении и подписи. Благодаря этому большую часть времени губернатор был винтиком в машине государственного аппарата, практически не имея времени и физической возможности исполнять то, что лежало за рамками его повседневной деятельности. Обладая всеми функциями, часто он не имел возможности их реализовать ввиду колоссальной

загруженности. То, что можно было передать другим должностным лицам, нуждалось в его личном внимании, что влекло нехватку времени для развития губернии и более пристального изучения вопросов, являющихся важными.

Должность губернатора являлась олицетворением верховной власти в сознании большинства населения, вероятно, именно поэтому последние служившие до революции февраля 1917 г. в Твери губернаторы погибли: Павел

Александрович Слепцов — в результате покушения в 1906 г. и Николай Георгиевич Бюнтинг — от рук восставших солдат в 1917 г. Погибли они практически на одном месте, где, к сожалению, до настоящего времени не установлено памятной стелы или креста.

На заседании Тверского губернского временного исполнительного комитета 6-го марта 1917 г. пунктом 5 было решено: «сообщить Исполнительному Комитету Государственной Думы, что Тверской исполнительный комитет принял на себя обязанности по управлению губернией и в восстановлении должности губернатора, хотя бы и видоизмененной, не нуждается»1.

1 Вестник Тверского губернского временного исполнительного комитета — 9.03.1917. — №3. — С. 3.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вестник Тверского губернского временного исполнительного комитета — 9.03.1917. —

2. Воскресенская, Н.С., Овсянникова, Н.Д. Регион Верхней Волги в период империализма: учебное пособие. — Калинин: Издательство КГПУ, 1979.

3. ГАТО. Ф.56 — Канцелярия Тверского губернатора (1800-1917 гг.).

4. ГАТО. Ф.466 — Тверское губернское правление (1776-1917 гг.).

5. Губернаторский корпус и центральная власть: проблема взаимоотношений (по материалам губерний Черноземного центра второй половины XIX — начала XX вв.). / А.С. Минаков, — Орел: Орлик, 2011.

6. Дмитриева, Г.Н., Середа, В.Н. Тверские губернаторы. — Тверь: Областное книжно-журнальное издательство, 1996.

7. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. -М.: Высшая школа, 1968.

8. Ерошкин, Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1960.

9. Зырянов, П.И. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914 гг.) // Исторические записки. — 1982. Т.102.

10. Министерская власть в России. Историко-юридическое исследование С.П. Покровского. — Ярославль: Тип. губернского правления, 1906.

11. Платов, В.С. Революционное движение в Тверской губернии (конец XIX-начало XX века). — Калинин: Калининское книжное издательство, 1959.

12. Последние Тверские новости. 1909, 1911.

13. ПСЗРИ II. Т.41.Ч.2. №43501.

14. ПСЗРИ-Ш. Т.1. №350.

15. ПСЗРИ-Ш. Т.20. Ч.2. №18862.

16. СЗРИ. Т.2. Ч.1. Ст.322.

17. СЗРИ. Т.12. Ч.2.

18. Тверская жизнь. 1906, 1908.

19. Тверская копейка. 1909.

20. Тверская область. Энциклопедический справочник. — Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1994.

21. Тверские губернские ведомости. 1884, 1890, 1894, 1895, 1897, 1902, 1903, 1905, 1907, 1908, 1911, 1912, 1913, 1914.

22. Тверской край в XX веке. Документы и материалы. 1895-1907 гг. — Тверь, 1994.

23. Тверской край в XX веке. Документы и материалы. 1907-1917 гг. — Тверь, 1995.

24. Чудовский, Д. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1865 и 1866 гг. — СПб., 1873.