УДК 281.93(092.4)
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17804
Статья публикуется в рамках Межвузовского соглашения о сотрудничестве с Саратовской духовной семинарией от 15 ноября 2015 г.
Воронихина Ирина Васильевна
куратор музея истории Свято-Троицкого собора г. Саратова e-mail: dekabr1999@yandex.ru
Жизнь и служение протоиерея Геннадия Махровского
В статье на основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов ГАСО и СОМК реконструированы биография и общественная деятельность настоятеля Свято-Троицкого собора г. Саратова на благо Русской православной церкви, не только как члена различных епархиальных комитетов, но и как кандидата в члены Государственного совета двух созывов и помощника депутата Учредительного собрания.
В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что подвижническое бескорыстное служение отца Геннадия было по достоинству оценено руководством РПЦ, саратовским духовенством и прихожанами, а с приходом к власти большевиков стало причиной его мученической гибели в жерновах «красного террора».
Ключевые слова: протоиерей Геннадий Махровский, Свято-Троицкий собор, Государственный совет, Учредительное собрание, «красный террор» в Саратове в 1919 г.
«Спасение Русского народа и Русского государства возможно только под условием возрождения народной веры и благочестия, под условием искреннего и глубокого раскаяния в грехах, … при живом уповании на помощь Господа Бога, Который один может спасти нас «силою чудес» своих. А кто дерзает заявлять публично даже в печати, что чудес вообще нет и не может быть, тот доложен оставить и всякую надежду на спасение.»
Из «Слова протоиерея Г. Махровского в Неделю Святых праотец 1917 года»2
Скоро исполняется 100 лет со времени одного из первых показательных судебных процессов против духовенства в нашей стране — суда над сара-
1 Исследование проведено в рамках Проекта В.Б. Наумова «Сохраненная культура».
2 См.: Саратовские епархиальные ведомости. — 1918. — № 1. — С. 5-7.
Воронихина Ирина Васильевна, куратор музея истории Свято-Троицкого собора г. Саратова
товскими священниками в 1918-1919 гг.1 Однако чаще саратовской Чрезвычайной Комиссией чинились внесудебные расправы над духовенством. Это были первые трагические события в новейшей истории саратовской епархии. Судьбы мученически погибших за исповедание веры священников требуют пристального внимания и изучения ради благодарной памяти о них и назидания нам, потомкам. Служение саратовского протоиерея Геннадия Ивановича Махровского представляется нам примером подобного исповедания, и, вместе с тем, судьба его типична для тысяч и тысяч священников его поколения, жизни которых были перемолоты «жерновами истории» в ХХ веке.
Отец Геннадий происходил из семьи потомственных священников. Архивные сведения позволяют предположить, что их фамилия в свое время была образована по названию села Махрово Галичского уезда (ныне в Буйском районе Костромской области), где в Архидиаконской церкви служило несколько поколений предков о.Геннадия. Его прапрадед, Степан Петров, а также прадед были священниками в селе Махрово; дед Геннадия Махровского, Николай Стефанович Махровский, был произведен из дьячков в священники Архидиаконской церкви села Махрово в 1825 году.
Родился Геннадий в 1857 году в семье псаломщика Архангельской церкви села Контеево Буйского уезда Костромской губернии Ивана Николаевича Махровского (1827-1876 гг.) и его супруги Аполлинарии Ивановны2. В селе этом сохранился замечательный по своей архитектуре храмовый комплекс постройки XVIII — XIX веков: храм во имя Архангела Михаила и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1866 г., когда Геннадию исполнилось 9 лет, он был принят в низшее
Рис. 1. Протоирей Г. Махровский с общей фотографии преподавателей СДС, 1914 г. Автограф отца Геннадия Махровского (справа сверху)
отделение Галичского уездного духовного во 2-й параллельный класс4.
училища3, в 1867 г. переведен
См.: Свящ. Воробьёв Михаил, Плякин М.Е., Теплов В.В. Герман // Православная энциклопедия. — Т. 11 — С. 248-249; Мраморнов А.И. Судебный процесс против Саратовского духовенства в 1918-1919 гг. Москва — Саратов, 2015.
См.: Форум ярославского историко-родословного общества(Сообщение Г.В. Брезгиной). [Электронный ресурс]. — URL: // http://forum.yar-genealogy.ru/
См.: Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 432. Оп. 1. Д. 2472. Л. 13. См.: ГАКО. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2472. Л. 81.
Рис. 2.
Саратовская духовная семинария в бывшем особняке М.А. Устинова
В дальнейшем вся жизнь Геннадия Махровского была связана с волжскими городами. В 1877 году он закончил Костромскую духовную семинарию вторым по списку. По окончании семинарии он поступает в Казанскую духовную академию и заканчивает ее в 1881 г. кандидатом богословия «с правом на получение степени магистра без нового устного испытания»1. Выпускник академии, Геннадий Махровский направляется на преподавательскую должность в город Саратов. Сохранился протокол педагогического собрания правления саратовской духовной семинарии, на котором рассматривалось отношение обер-прокурора Святейшего Синода на имя Его Преосвященства об определении «кандидата Казанской духовной академии Геннадия Махров-ского на вакансию преподавателя церковной истории в Саратовской духовной семинарии с 15-го текущего (1881 года) августа»2.
К тому времени Саратов не был среднестатистической провинцией. С середины XIX столетия начинается быстрый экономический и культурный рост города, превратившегося к XX в. в один из крупнейших и красивейших городов на Волге. Он был третьим в России по численности населения после Петербурга и Москвы и к концу XIX в. приобрел в глазах современников статус «столицы Поволжья».
В Саратове Геннадий женился на Лидии Алфионовой, дочери саратовского протоиерея Иоанна Алфионова, который, будучи пострижен в монашество, был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Лидия была на 6 лет моложе Геннадия и училась в Саратовском епархиальном женском Иоанникиевском училище3.
1 См. Выпускники Казанской духовной академии 1846-1920 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
2 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7711. Журнал педагогического собрания правления семинарии 1881 год.
3 См.: ГАСО. Ф. 12, Оп. 1. Д. 7861. Опись дел правления семинарии за 1882 год; Д. 2. О вступлении в законный брак преподавателя семинарии Махровского и о поступлении на должность священника.
Рис. 3.
Свято-Троицкий (старый) собор, конец Х1Х в.
ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
13 февраля 1882 г. епископом Саратовским и Царицынским Тихоном (Покровским) Геннадий Махровский был рукоположен во иерея и определен к Свято-Троицкому собору, в котором суждено было ему прослужить 37 лет. Троицкий собор был старейшим в городе. Построен он на рубеже XVII-XVIII вв. на месте основания современного Саратова, недалеко от берега Волги. Более века собор был кафедральным, пока в городе не воздвигли в 1826 г. новый храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, в честь победы в войне 1812 года. С тех пор Троицкий собор стал именоваться «старым». Строился храм в стиле московского («нарышкинского») барокко, в течение XVIII в. претерпел некоторые изменения в своем внешнем облике, которые сделали его своеобразным и неповторимым памятником архитектуры. Однако, при всех перестройках Троицкий собор Саратова остается цельным и органичным памятником московского барокко и является единственным сохранившимся в Саратовской Митрополии храмом, построенным в этом стиле. Собор пережил вместе с городом все драматические события XX века и чудом уцелел, вернув себе статус кафедрального. В наше время саратовский собор — одно из древнейших, духовно значимых и представительных культовых сооружений Среднего Поволжья.
Сохранился в нем и древний образ Спаса Нерукотворного, который почитался чудотворным и перед которым, несомненно, молился о. Геннадий. С 15 ноября 1894 г. Геннадий Махровский стал настоятелем собора.
Среди сохранившихся документов, отражающих исполнение пастырских обязанностей настоятелем храма, наиболее информативными являются: «Книга описи имущества Троицкого собора»1, в которую о. Геннадий заносил сведения о пожертвованных в храм предметах и о благотворителях, жертвующих их, две Клировые ведомости собора,2 «Книги обысков
1 СОМК № 57346 — «Книга описи церковного имущества Саратовской Троицкой церкви».
2 См.: ГАСО. Ф. 135.Оп. 1. Д. 8198 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1917 г.; Д. 8469 -Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1918.
брачных»1, сведения о произнесенных о. Геннадием проповедях2, Летопись Троицкого собора3, арендные договоры на сдачу земельных участков Свято-Троицкой церкви4, рапорты настоятеля собора Махровского благочинному5. В течение 7-ми лет о. Геннадий состоял членом испытательной комиссии для кандидатов на хиротонию во диакона (с 1894 по 1901 гг.), с 1895-го года был помощником благочинного приходских церквей Саратова, в 1903 году исполнял должность благочинного саратовских приходских церквей6. 6 мая 1904 г. отец Геннадий был возведен в сан протоиерея.
В 1903 г. по инициативе Епископа Саратовского и Царицынского Гермогена при Троицком соборе был учрежден «Строительный Комитет для ремонта и бла-гоукрашения собора». В архиве Института истории и материальной культуры РАН (Петербург) хранится подробный доклад Епископа Гермогена, направленный им в Петербургскую Археологическую комиссию, с описанием деятельности этого комитета. Председателем комитета был избран саратовский вице-губернатор В.Н. Азанчеев-Азанчевский, товарищем председателя — настоятель Троицкого собора протоиерей Геннадий Махровский7.
Уже в начале прошлого века собор относился к числу древних церквей, и любые работы по его ремонту должны были быть согласованы с Импера-
1 СОМК № 36258 — «Книга для записей брачных обысков Троицкой церкви г. Саратова 6 июня 1885 — 10 ноября 1906 г.»; № 57349 — «Книга для записей брачных обысков Троицкой церкви г. Саратова 2 января1907 — апрель 1914 г.».
2 См.: Саратовский духовный вестник. — 1912. — № 40-41. — 4-11 ноября. — С. 10-14; № 44-45. -2-9 декабря 1912.
3 СОМК № 48559 — Церковная летопись Троицкой церкви г. Саратова 18 сентября 1914 — 15 мая 1917 г.
4 СОМК № 4692, 4694, 4695, № 4696, № 4699, № 65829, 65832.
5 См.: Мраморнов А.И. Из входящей корреспонденции одного из благочинных Саратова за 1919 год . // Вестник церковной истории. — 2009. — № 3-4. — С. 155-180.
6 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7560. Л. 7-13
7 Архив ИИМК РАН. Ф.1, 1904 г. Д.144 Л. 31-43
Рис. 4. Фрагмент Протокола Строительного комитета за подписью протоиерея Г. Махровского
торской Археологической Комиссией и велись под ее строгим надзором. Сохранилась переписка Строительного комитета с Императорской Археологической Комиссией, в которой обсуждались практические вопросы ремонта с участием протоиерея Геннадия Махровского1. В результате этой реконструкции были освобождены от жилья помещения в нижнем храме и устроено размещение сторожей вне церкви; вместо бывших деревянных были устроены новые каменные лестницы в верхний этаж церкви и реконструирован главный вход в храм; устроено отопление верхнего этажа храма (до этого верхний храм был летним, холодным); полусгнившие деревянные полы на галерее были заменены на цементно-бетонные своды, на которые настилалась плитка; ветхие оконные рамы в храме заменили новыми, восстановив прежний просвет окон, вынув заложенную позднее кладку кирпича. Строительный Комитет предпринял также издание книги члена Саратовской ученой архивной комиссии В.П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор», до последнего времени служившей основным источником по истории саратовского Троицкого собора.
На настоятеле лежали заботы не только по благоустройству храма, но и хлопоты по эксплуатации принадлежавших церкви земель, заключение договоров аренды. В 20-ти верстах от Саратова Троицкий собор владел участком земли в 909 десятин 606 сажень, пожертвованный храму еще в середине XVIII века. Известно, что в 1914 г. участок этот был сдан в аренду на 6 лет крестьянам села Широкое и приносил доход в среднем 2000 руб. в год. По особому ходатайству причта, усилиями настоятеля, указом правительствующего Сената от 9 декабря 1915 г. за № 18 656 на имя саратовского губернатора, земля эта была освобождена от налога2. Указом Саратовской духовной консистории от 16 января 1916 г. за № 776 о. Геннадию Махровскому была выражена благодарность епархиального начальства за безвозмездное и успешное ведение дела в Правительствующем Сенате об освобождении церковной земли от земского обложения. В Клировой ведомости Троицкого собора за 1918 г. о. Геннадий в графе о церковных землях пишет: «после октябрьской революции 1917 года этот участок отошел от церкви и… крестьяне села Широкого в 1918 году арендных денег не платили»3.
НА НИВЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
В Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) сохранился «Формулярный список преподавателя Саратовской семинарии Геннадия Махровского», составленный в 1912 г. Наряду с Клировыми ведомостями собора за 1917-й и 1918 гг. он предоставляет нам достоверные сведения об этапах служения о. Геннадия. Геннадий Иванович занимал множество должностей, связанных с духовным образованием в епархии, был членом нескольких советов, комиссий и комитетов. После двух лет преподавания он утвержден членом Правления семинарии, а с 1893 г. становится членом Педагогического
1 Там же.
2 См.: ГАСО. Ф. 135.Оп. 1. Д. 8198 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1917 г.
3 См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1918.
Рис. 5. Черновой отчет
о преподавании
церковной
истории
преподавателя
Махровского
за 1890-91 гг.
Собрания правления семинарии, в функции которого входило решение многочисленных вопросов, связанных с учебным процессом.
Педагогами семинарии большое значение придавалось не только получению учениками знаний, но и воспитанию их в нравственном и духовном плане. В приложении к журналу Педагогического собрания от 21 мая 1884 г. Махровским зафиксировано его особое мнение по поводу «меры взыскания» за проступок семинариста Юнгерова. Геннадий Иванович считал недопустимым слишком жесткую меру наказания, учитывая неокрепшую психику этого воспитанника, что говорит о его внимательном отношении к душевному состоянию учеников1.
В архиве сохранились некоторые экземпляры «Отчетов саратовской духовной семинарии по учебно-воспитательной части», в которых приведены отчеты преподавателя библейской и церковной истории Махровского2. Предмет этот преподавался ученикам со 2-го по 6-й классы. В частности, в отчетах за 1890-91-й и 1892-93 учебные годы Махровский высказывает свое отношение к рекомендованным учебным пособиям и отмечает сложности преподавания библейской истории, связанные с отсутствием необходимых учебников.
В отчете за 1895-1896-й гг. Геннадий Иванович. пишет о затруднениях, связанных с несовершенством, по его мнению, учебной программы: «В 3-м классе, согласно с требованием программы, преподана по учебнику Евграфа Смирнова первая половина общей истории Христианской Церкви. Затруднения, какие чувствовались прежде от не совсем своевременного изу-
1 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5453 — Журнал Педагогического собрания правления семинарии.
2 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6042, 6199, 6285, 6400, 7721.
Рис. 6. Урок церковной истории в 4-м классе СПДС проводит протоиерей Г. Махровский, 1914 г.
чения оной науки в 3-м классе, чувствуются и в отчетном году и заставляли, как и прежде, касаться таких предметов, объяснение которых совсем не входит в задачу преподавателя церковной истории. Большая часть преподанного, при всей скудости учебного времени за отменою экзаменов нами была повторена в канун учебного года… »4
В ГАСО находятся также несколько классных журналов семинарии за разные годы по библейской и церковной истории, заполненных преподавателем Махровским: в них содержатся полные списки учащихся, записи о преподанных темах, выставленные ученикам отметки2.
С 1884 г. Геннадию Махровскому была доверена должность инспектора семинарии, которую он исполнял по 1900-й год в каникулярное время. Саратовская духовная семинария занимала здание бывшего особняка статского советника М.А. Устинова напротив Свято-Троицкого собора. В этот храм воспитанники семинарии ходили на богослужения, так как своего домового храма в учебном заведении не было. В 1882 г. началось строительство нового здания семинарии на углу Александровской и Малой Сергиевской улиц по проекту синодального архитектора Н.Н. Маркова. Епархиальным архитектором, выполнявшим надзор за строительством, был известный саратовский зодчий А.М. Салько. По условиям контракта семинария должна была быть построена за 3 года. В течение всего летнего периода 1884 г. Геннадий Махровский, будучи инспектором, являлся членом Распорядительного собрания
1 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д.6400 — Отчет по учебно-воспитательной части Саратовской духовной семинарии за 1895-1896 й гг.
2 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6378 — Классный журнал СПДС по церковной истории 1895-1896; Д. 5830 — Классный журнал СПДС по библейской и церковной истории 1888-1889.
правления семинарии, в обязанности которого входило обсуждение и решение различных практических вопросов, связанных со строительством семинарского здания1.
В 1885 г. строительство было завершено2. После переезда семинарии в новое помещение, Св. Синод разрешил Саратовской епархии приобрести в собственность старое здание семинарии «для устройства в ней общежития для своекоштных воспитанников семинарии или для какой иной надобности». С декабря 1887 г. о. Геннадий был назначен членом Строительной Комиссии по устройству общежития для своекоштных учеников. Запущенное здание было отделано заново. Внутри его произвели переделку классов по новому плану с прямым общим коридором. 1 октября 1888 г. было открыто общежитие для семинаристов, находившееся здесь до лета 1907 г.
С 1888 по 1914 год Геннадий Иванович принимал деятельное участие в работе Епархиального училищного совета, в течение 10 лет, с 1904 по 1914 г., исполняя функции заместителя председателя этого Совета. Одновременно в течение нескольких лет с 1899 г. Геннадий Махровский был членом и председателем совета Саратовского епархиального женского училища. Добрую память о своем преподавателе сохранили многие поколения воспитанников Саратовской духовной семинарии и епархиальных училищ. Более ста лет в саратовском Троицком соборе хранится аналойная икона великомученика Пантелеймона афонского письма, подаренная настоятелю о. Геннадию. Полустертая надпись на обороте иконы состоит из двух частей: «Благословение Святой Афонской горы от недост. иеромон. Феофана», под которой едва заметен год 1904-й, и продолжения: «и иеромонаха Виктора дорогому преподавателю нашему о. протоиерею Геннадию Ивановичу Махровско-му. 1905 г. 3 марта».Что касается имени дарителя иконы, иеромонаха Вик-
1 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5452 — Журнал распорядительного собрания правления Саратовской духовной семинарии по делу постройки новых зданий семинарии 1884 г.
2 Здание семинарии, в которой о. Геннадий преподавал до 1914 г., сохранилось и с 2008 года вновь передано СПДС.
тора, то с большой долей вероятности можно предположить, что это Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, бывший в свое время учеником о. Геннадия в Саратовской семинарии (выпуск 1899 г.)., а ныне прославленный в лике святых.
Почти 35 лет трудился Геннадий Иванович на ниве духовного просвещения. По его собственному прошению он был уволен от должности преподавателя семинарии в августе 1914 года.
Геннадий Иванович проявил себя также на поприще хозяйственной и отчетно-финансовой деятельности епархии. В 1887-1889 гг. он был членом Епархиального ревизионного комитета, несколько лет председательствовал в Саратовском подготовительном Сметном Комитете, с 1911 г. был председателем «раскладочной комиссии»1, а с 1913 г. — председателем Сметного комитета Епархии2, с 1898-го по 1901 г. был членом и председателем «Комиссии по обревизованию экономического отчета по содержанию Саратовского духовного училища»; в течение 7-ми лет, с 1898 г. состоял членом Комиссии по Епархиальному свечному заводу, а с 1905 г. был назначен Председателем ревизионной Комиссии по свечному заводу и семинарскому общежитию3.
Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, коснувшийся и Саратовской губернии, Святейший Синод предписывал «учредить в епархиальных городах из духовных и светских лиц… особые комитеты для сбора от доброхотных людей пожертвований и распределения в епархиях, пострадавших от неурожая». Отец Геннадий с 1892 г. стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих «за прохождение каковой должности» ему была «выражена признательность епархиального начальства»4.
За годы своей долгой пастырской и педагогической деятельности отец Геннадий был награжден: 27 декабря 1882 г. — набедренником; 28 марта 1886 г. — скуфьей, 29 апреля 1891 г. награжден камилавкой, 12 апреля 1895 г. — наперсным крестом, 6 мая 1900 г. — орденом Св. Анны III степени, 11 мая 1907 г. — Библией от Св. Синода, 6 мая 1910 г. — орденом Св. Анны II степени, 6 мая 1914 г. — орденом Св. Владимира IV степени, в 1918 г. — пали-
цей5.
«ПОСЛУЖИТЬ БЛАГУ ЦЕРКВИ ПО МЕРЕ СВОИХ СИЛ»
20 февраля 1906 г. император Николай II в связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. К прежнему составу Государственного Совета была добавлена равная по числу выборная часть. Половина членов Госсовета назначалась императором, другая половина — избиралась.
1 СОМК НВСП № 38483.
2 См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7577 — Журналы саратовского епархиального съезда духовенства 1913 г.; СОМК № 66525.
3 «Формулярный список о службе преподавателя Саратовской духовной семинарии Геннадия Махровского»: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7560.
4 Там же.
5 См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1918.
От духовенства Православной Российской Церкви избирались Святейшим Синодом шесть Членов Государственного Совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета, таким образом, каждые три года треть состава обновлялась. В связи с этим были назначены выборы в Государственный совет. Кандидатом от белого духовенства Саратовской епархии был избран протоиерей Геннадий Иванович Махров-ский. 20 мая 1906 г. Определением Священного Синода он был утвержден в звании заместителя к членам Государственного совета на трехлетний срок, который в 1909 г. был продлен в том же звании еще на три года1. В Государственном архиве Саратовской области в фонде Духовной консистории хранится дело «К выборам в Государственный Совет» в 1909 г.2 Дело это представляет собой внушительный том на 146-ти листах и состоит из копий Указов Святейшего Синода, рапортов и актов благочинных саратовской Епархии о выборах в Государственный Совет на вакансию выбывшего члена Совета от белого духовенства созыва 1906 г. протоиерея Тимофея Буткевича.
При выборах 1909 г. руководствовались «Правилами избрания членов Государственного Совета от православного духовенства», изложенными в Синодальном циркулярном Указе от 10 марта 1906 г. за № 4 и Высочайше утвержденными 7 марта того же года. По правилам, из числа кандидатов белого духовенства Святейший Синод избирал трех членов Государственного Совета и трех к ним заместителей. Для правильного понимания и руководства этими правилами святейший Синод считал нужным разъяснить: «Высочайшею волею даровано право духовенству господствующей в Империи церкви, в лице лучших ее представителей, участие в Государственном Совете. Это право рассматривается как преимущество, предоставленное священнослужителям именно господствующей церкви. Это явствует из того, что, во-1-х, в Госсовете не имеет представителей никакое иное духовенство, кроме духовенства православной церкви, и во 2-х, из того, что их избрание предоставлено высшей церковной власти. К выборам кандидатов, как Преосвященными, так и на благочиннических собраниях, следует относиться с глубоким вниманием, помня всю важность того дела, которое может выпасть на долю избираемых. Кандидаты должны обладать способностью быть деятельными, полезными и авторитетными членами высокого законодательного учреждения.» В упоминаемом «Деле.» представлены рапорты всех благочинных Саратовской Епархии из всех округов с автографами всех служащих в церквях данного благочиния, включая дьяконов и псаломщиков. Таким образом, «Дело» содержит самый полный список клира Саратовской епархии на 1909 год. В большинстве случаев о. Геннадий был избран единодушно, т. е. абсолютным большинством голосов всех членов благочиннических собраний. В ряде случаев, когда на собраниях не было достигнуто единодушия, к рапортам прикладывались акты с баллотировочными листами, где было указано
1 Там же.
2 См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6208 — Дело к выборам в Госсовет. 88
Воронихина И.В.
Жизнь и служение протоиерея Геннадия Махровского
1909 годе Сентября 12 дня. вт Приоутотп!» Саратовской Духовкой Консистории, подт. надзоромъ Его Преосвященства, Прео-священн»йшаго Досноея, Епископа Вольскаго, викаргя Саратовской enapxiH.npa членахъ Конс*стор1и npoToiepenxT> Чудновокомт, Урбанов», Тверецко», Вансхот и Смирнов» и священник» Попов», секретер» Никитин» и столоначальник» той же KoHcxcTopix Ливанов» было произведено вскрнт1е пакетов1*, присланных^ о.о. благочинными enapxin по выборам-ь кандидатов* въ Государственный Сов»тъ огь б»лаго духовенства Саратовской enapxin на основании циркулярнаго указа СвяНйиаго Синода, огь 23 1юля сего года заЯ2 1б, при чемт. оказалось, что къ 12 сентября сего года огь вс»хг благочинных* enapxin, за хскяюченхет благочин-наго едкнов»рческихъ церквей Саратовской enapxin, поступили вс» избирательные акты, надлежаще подписанные участниками благочинническихт, сЫздов-ь; вс»хъ избирателей было 1263 лица. По подсчету голосов* избранным* оказалоя прото1ерей Свято-Троицкой церкви города Саратова Геннад1Я MaxpoBcxiR, получив-Ш1Й 1066 избирательных* голосов* против* 197 неизбиратель-
Ли
количество голосов за представленных кандидатов. В нескольких случаях избранными оказались другие представители духовенства. В «Деле» содержится Представление Досифея, епископа Вольского, викария Саратовской епархии, Святейшему Правительствующему Синоду, в котором он пишет: «12 сентября под моим надзором (за отсутствием Преосвященнейшего Гермо-гена в Саратове по его указанию) было произведено вскрытие пакетов, доставленных благочинными епархии…. Всех избирателей, как оказалось по актам, было 1 263 лица. По подсчету голосов избранным оказался (1 066 против 197) протоиерей Троицкой церкви г. Саратова, кандидат богословия, Геннадий Махровский. Со своей стороны, я нахожу протоиерея Махровского вполне достойным кандидатом в члены Государственного Совета как по его личным качествам, так и по пастырской и церковно-учительской деятельности.» Последним листом в «Деле.» является Уведомление от 30 сентября 1909 г. из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященнейшего Германа об Указе Его Императорского Величества о лицах, избранных в члены Госсовета и их заместителях, в частности, об избрании «протоиерея Саратовской Свято-Троицкой церкви Геннадия Махровского заместителем к наличным членам Госсовета». Уведомление было получено в Саратовской духовной Консистории 6 октября 1909 г.
После Февральской революции 1917 года духовенство активно включилось в обсуждение происходящих в стране перемен; по всей стране стали созываться многочисленные епархиальные, викариатские, городские и бла-гочиннические собрания и съезды духовенства. В 1917 г. о. Геннадий оказался в гуще бурных послереволюционных преобразований в сфере церковного управления. Он принял активное участие в работе Чрезвычайного Епархиального съезда духовенства и мирян, который проходил в Саратове 14-22 апреля 1917 г. «Закрытою баллотировкой» протоиерей Махровский был избран председателем этого съезда и способствовал принятию съездом решения о ходатайстве перед Св. Синодом об удалении из епархии епископа Палладия и его викария Леонтия. Временное управление Саратовской епархией поручалось первому викарию епископу Вольскому Досифею, о чем съезд уведомил его телеграммой. По инициативе о. Геннадия на съезде был создан
Рис. 8. Лист из «Дела к выборам в Госсовет в 1909 г.».
«Епархиальный организационный Комитет по делам церковного управления» из 12-ти представителей, в который он также был избран. На этом же съезде Махровский был назначен представителем от духовенства Саратовской епархии на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве, а также был единогласно избран в члены Правления Саратовской духовной семинарии вместо протоиерея Беляева. Протоколы съезда повествуют о телеграммах, полученных его председателем в ответ на поздравления и приветствия съезда от обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова от 21 апреля 1917 г. и от военного министра А.И. Гучкова от 19 апреля 1917 года.
30 апреля 1917 г. в Саратове состоялось первое собрание Комитета объединенных прихожан всех церквей города, в состав которого был приглашен о. Геннадий. От лица «проектированного организационного Епархиального Комитета по делам церковной реформы», председателем которого стал Мах-ровский, он предложил Комитету произвести избрание 3-х представителей от мирян в Саратовский Епископский Совет1.
Участие о. Геннадия в организационной епархиальной деятельности в тот момент определялось его искренней убежденностью в необходимости преобразований в сфере церковного управления, в частности, он был горячим сторонником сокращения размеров русских епархий, разделения их на более мелкие. Именно с целью выступить с проектом этой идеи он отправился на открывшийся 1 июня Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москву. Вопрос этот был принципиальным для Махровского, о чем говорят все его последующие действия. «Главным, коренным и основным злом русской церковной жизни и русского церковного быта» о. Геннадий, вслед за «авторитетнейшими учеными» считал то обстоятельство, что «наши русские епархии по своим размерам чрезвычайно велики, чудовищно велики сравнительно с епархиями древней вселенской церкви и современными епархиями восточных православных церквей»2. «С таким сознанием и с таким убеждением, — пишет он, — я и решился послужить благу церкви по мере своих сил после этой революции, когда начались собрания и рассуждения об обновлении и возрождении церкви, т. е. решился по мере своих сил содействовать искоренению главного зла русской церковной жизни. Вопрос о разделении саратовской епархии на несколько самостоятельных епархий был поднят мною со всею ясностью и определенностью на минувшем епархиальном съезде духовенства и мирян в апреле сего года.»3.
На московском съезде он записался в Секцию по реформе церковного управления, где решительно поднял вопрос о разделении епархий. Отец Геннадий считал, что «во всех отношениях лучше и логичнее, чтобы грани-
1 См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 14.
2 См.: Мраморнов А.И. Предыстория и исторический контекст судебного процесса над саратовским духовенством в 1918-1919: «Саратовская епархия, до выделения в середине 1918 г. Царицына в самостоятельную церковно-административную единицу была одной из крупнейших в регионе, а по числу приходов духовенства была сравнима даже с такой большой и важнейшей епархией, как Московская».
3 См.: Махровский Г.И. К вопросу об избрании саратовского епархиального епископа // Саратовские епархиальные ведомости. — 1917. — № 23. — 11 августа. — С. 803-810.
цы епархий совпадали с границами гражданских округов, т. е. уездов». По возвращению из Москвы он обратился к Саратовскому духовенству с воззванием: «Вниманию духовенства и мирян Саратовской епархии в виду предстоящего епархиального собрания 8 августа по выбору уполномоченных на Всероссийский Церковный собор»1, в котором предостерегал от соблазна выбрать епископа на Саратовскую кафедру слишком поспешно, на предстоящем 8 августа собрании. Махровский считал подобные выборы неканоничными, т. к. правила избрания епископов к тому времени не только не были утверждены Св. Синодом, но даже еще и не выработаны в Епархии. В Саратовских епархиальных ведомостях в № 23 1917 г. напечатан доклад протоиерея Махровского в «Комиссию по выработке правил избрания епархиального Епископа на вакантную саратовскую кафедру», прочитанный им на 2-х собраниях: Пастырского союза и Саратовского уездного съезда духовенства и мирян2. В докладе о. Геннадий убеждает Комиссию не торопиться с выборами одного епископа, а воспользоваться благоприятным моментом для окончательного решения вопроса о разделении Саратовской Епархии на части по уездам, т. к. в случае разделения Епархии на несколько новых, предстояло бы избрать не одного, а нескольких епископов. Он пишет о реакции на его выступление в Москве: «Секция приняла мой проект разделения русских епархий по уездам и внесла его в пленарное заседание Всероссийского съезда. и это пленарное заседание приняло проект без всяких возражений. Я несказанно обрадовался такому результату. А когда в газетах прочитал, что и Комиссия при Св. Синоде признала этот проект серьезным и заслуживающим внимания, я возымел смелую надежду. Но по прибытии со съезда из Москвы я вскоре был официально уведомлен, что здесь уже образована епископским советом особая Комиссия для выработки правил избрания Епископа на Саратовскую кафедру и что я должен принять самое деятельное участие в ее работе, а 14 июля Комиссия единогласно избрала меня своим председателем.И вот создалось странное для меня положение: я глубоко убежден, что для блага Саратовской епархии нужно избрать не одного, а 10 архиереев, убежден, что время для этого самое благоприятное, ибо кафедра вакантная., а меня побуждают позаботиться поскорее о замещении именно одной Саратовской кафедры, оставляя в стороне вопрос о разделении епархии на части.»3.
Вопрос о времени выборов саратовского епископа стал причиной разногласий среди духовенства4. Многие поддерживали точку зрения Махровского и были против немедленных выборов епископа на епархиальном собрании 8 августа, считая епархию неподготовленной к этому времени для такого важного акта. Однако, «как только Епархиальное собрание закончило выбо-
1 См.: Саратовские епархиальные ведомости. — 1917. — № 22. — 1 августа. — С. 781.
2 См.: Махровский Г.И. К вопросу об избрании саратовского епархиального епископа // Саратовские епархиальные ведомости. — 1917. — № 23. — 11 августа. — С. 803.
3 Там же. — С. 803-810.
4 См.: К предстоящему епархиальному собранию // Саратовские епархиальные ведомости. -1917. — № 22. — 1 августа. — С. 749-753.
ры делегатов на Поместный Всероссийский собор, так тотчас же, а именно, 10 августа, по желанию большинства членов собрания и был поставлен вопрос о выборах епископа немедленно, не откладывая их до другого времени. Напрасно председатель Комиссии по составлению правил по выборам епископа Махровский доказывал собранию неподготовленность епархии к немедленным выборам епископа и незаконность этих выборов, напрасно ссылался он при этом на 13 пр. Лаодикийского Собора, запрещающее «сборищу народа избирать имеющего произвестись во священство», напрасно призывал ответственность за эти выборы на головы выборщиков.», — восторженно писал редактор Саратовских епархиальных ведомостей в статье «Первые в Саратове выборы епархиального епископа»1. Интересно отметить, что в своем докладе Махровский приводит мнение известного церковного историка, профессора Московской академии Е.Е. Голубинского, который также видел корень зла в церковном управлении в размерах епархий Русской православной церкви; однако, о. Геннадий недоумевает, почему этот ученый, перед авторитетом которого он всегда преклонялся, «после солиднейших исторических трудов стал писать повести для пропаганды своих идей о церковной реформе и обновлении церковной жизни. Эти повести так же идут к нему, — пишет он, — как идет к Н.В. Гоголю его толкование на литургию, за которое, будь оно написано учеником семинарии, я поставил бы ему с сожалением отметку — 3» Убеждение Махровского в том, что необходимо воспользоваться ситуацией и резко сократить размеры епархий, возможно, не соответствовало историческому моменту, но рассуждения о. Геннадия выдают в нем человека неравнодушного и самостоятельно мыслящего.
Таким образом, на 2-м послереволюционном съезде Саратовского духовенства, проходившем с 8 по 19 августа 1917 г., большинством голосов епархиальным архиереем был избран владыка Досифей. По словам современного исследователя церковной истории 20 века А.И. Мраморнова, «Саратовская епархия стала одной из тех, где произошел своего рода «демократический переворот». Впервые (и единственный раз!) в истории епархии прошли свободные соборные выборы правящего архиерея.»2.
Нужно заметить, что проект по «разукрупнению» епархий, за который так ратовал Геннадий Махровский, оставался актуальным в течение всего ХХ века, и лишь в 2011 году РПЦ смогла приступить к его осуществлению.
В начале октября 1917 г. Саратовский епархиальный организационный Комитет совместно с представителями епископского совета и другими учреждениями духовного ведомства принял решение идти на выборы в Учредительное собрание собственным списком от Православно-народной партии и выдвинул кандидатов в Учредительное собрание от духовенства и мирян, среди которых под номером 10 значился Махровский Геннадий Иванович. Партийный список кандидатов был принят Губернской по выборам Комиссией и зарегистрирован под № 5. В обязанностях кандидатов, в числе наиболее
1 См.: Саратовские епархиальные ведомости. — 1917. — № 24. — С. 837.
2 См.: Мраморнов А.И. Предыстория и исторический контекст судебного процесса над саратовским духовенством в 1918-1919 .
важных значились: стоять в Учредительном собрании за православную веру и церковь, ее первенствующее положение в государстве между всеми другими вероисповеданиями, за неотделимость церкви от государства и за то, чтобы глава государства и министр исповеданий были люди православные по рождению1. В окончательном списке кандидатов в Учредительное собрание от Православно-народной партии, опубликованном в 30-м номере СЕВ, числятся лишь 8 человек, и Махровского в нем уже нет. Однако, впоследствии о. Геннадий был арестован именно как «кандидат в Учредительное собрание».
Документальными источниками последних лет жизни и служения о. Геннадия являются Клировые ведомости Свято-Троицкой церкви г. Саратова и рапорты Махровского благочинному о выборах нового старосты в соборе (1919 г).
В Клировой ведомости за 1917 г., освидетельствованной благочинным 8 марта 1918 г., о. Геннадий указывает, что кружечных доходов было получено около 4 600 рублей и его личный доход, соответственно, составил около 1 800 рублей, кроме того он получал пенсию преподавателя духовной семинарии в размере 780 рублей. В Клировой ведомости 1918 года, освидетельствованной благочинным 8 февраля 1919 г., настоятель пишет, что кружечного дохода за 1918 г. получено около 9 000 рублей, а его доход составил около 2 400 рублей, но пенсии он в 1918 г. лишился «благодаря октябрьской революции». Обращает на себя внимание резкое увеличение «кружечного» дохода в 1918 году. Связать это можно с увеличением количества треб; население, переживавшее страшные тяготы и невзгоды революционного времени, искало утешения в храме.
Далее о. Геннадий указывает на храмовые источники дохода от сдачи в аренду церковного участка земли и от процентов с капитала в 20 288 рублей, которых храм также лишился «благодаря октябрьской революции 1917 года». Церковных денег в кредитных учреждениях состояло 4 400 ру-
Рис. 9. Страница из «Книги описи церковного имущества Саратовской Троицкой церкви».
1 См.: Православным прихожанам церквей Саратова // Саратовские епархиальные ведомости. — 1917. — № 29. — С. 1034, 1038.
Костромская духовная семинария
Красный террор.
‘пЙГЧ’ЙЙ’ибря ‘»агетам/’Лснвкпна Москве былЬ брошены. /две -бомбы …
заорцзпие отяегсттшнУ> партийных вич—бывт. помещрк J ‘ ••■лотникое Г К Г некоторые п;Г ■’) Иолковивй I lluros, -^Воряс
áWfeii^ft^lirtSee^ ‘ ‘!»ГИВ ¿л0’:
‘Jnwepíraяаяяя н i;daT¡i-pP!tiJiionni «‘»»‘»» ‘
, рамоввч—ревностный сд^гк царизма. 4) Князь Львову Ba fp.’i Дмвтряе-
мл ча й на я.» ^ л аточ оивч —препода ват»1 к
Cf’ll-HÍ.pH Г>» — \
ГпомйССйя 4 заселен»:? 29-..: .. ……к„ • . ,.
Iпостановил я провес! и
ir-CrpMjfTJ < -.Чй^ЮШ! ЛИИ ‘ ‘ . «И ПИР»««» «■»• Ива! .BB4-«BpB*
• 11_КВЯ8Ь Голйдын, Мнлайл <Льво~ ЬвдапЗльАстра1авсвогоовр^«яото!;.Уда. веч- -Р.ыв/и. 1;уЬ(Н[Шв: ‘ » Ü) Миллионер фплатов -Иван Иль-
2) ГйПйра/Шидволокий. (Злвдвивр вч-иСтраланвяпй буржуа. . УДьавЫ^Ч—ИВШ0 белогвардеец; ‘ i 1«) Звмекав яачадьнцк Г..товпцеии .3) Жаядари СтобредоВ, Севец Аб- Конотавтвп Храстефороавн—попре-; меввыв вдев КаиышвиеноК /аемлр. ‘ ‘ — ~ — ‘ устровтедьвой коявссвв. J .,: \
аа овмблота тлоба. i 11) Жапдарй Григорьев, Лфаиясвй
ib вот более печальный фавг про-Ч}крьеннч—служил с l.nulí do 1917 r¡ явлевпя властв fia иестаг. ■ i 12)..Пристав ГудчейкЬ, Федор Про-‘
. В Анновсвой формо-воинуце— в во- вЬфьеввч—реввослвиб’слуга паря, оомналцагв ворстов ог.Биданпы—все- К!) ПЬллв. няадвияр Ив.олмввч— кг,посева в.текущем, году oiíbh толь- ирвсвжаыА. левероиннН,, лидор’.;0врв-ко 80 ‘дератвц. но лля вето то, »та товоявт кадотов, ваЦдйд!И в Учредилку. KOiiByaa зйватнла-в-‘др -оослед^яго -.-14) Сгулов, Петр .,’Николаева—
блей в процентных бумагах, в 1918 г. они также «были взяты у церкви Комиссией по отделению церкви от государства». «Книга описи церковного имущества», которая велась в храме с 1856 г., приходно-расходные книги, а также копии метрических книг, ведшиеся с 1799 г., «в канун этого года были переданы по требованию советской власти в ее распоряжение», отмечает о. Геннадий. «Книга описи церковного имущества Троицкой церкви» хранится ныне в фондах СОМК; запись на ее последнем листе, датируемая 27 декабря 1918 г.- 9 января 1919 года гласит: «Настоятель Троицкой г. Саратова церкви протоиерей Геннадий Махровский препровождает в Саратовскую Губернскую комиссию по отделению церкви от государства»1.
РАССТРЕЛ
Как известно, борьба с религией была развернута и узаконена большевиками уже в январе 1918 г., когда появился декрет об отделении церкви от государства. Осенью 1919 г. в Саратове начались массовые расстрелы, в том числе священников. Не миновал внимания местной ЧК и Геннадий Махровский. События последних дней жизни о. Геннадия, связанные с его арестом, подробно изложены в статье саратовского церковного краеведа представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве дом № 18 по Леонтьевскому переулку, где размещался Московский горком РКП (б). Целью террористов был В.И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно: председатель Совнаркома РСФСР не смог приехать на собрание партийных работников. При взрыве погибли 12 человек, в числе которых был секретарь МГК Владимир Михайлович Загорский, в 1910 году ведший партийную работу в Саратове. В ответ на это покушение, «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор».
ррейбнн кержалк у себя трв’моАотил-ки; две вольфовсивг иолотвлкн почта новых (рабШлц’только, трй года) и греть» фирмы .Роохон-ПрЬкгон.’/’Для (Умолота .ijO’ две;, хлеба, достаточно, было,в- одной- ыологивкп,>;точнее^’ h одпой молотилкой’ ■яочвго бгйо клать про ’80 десятинном-посе’ве.ч,.^-
йрлучвАоеЬ,;раГйШ&’тоЛько одйа квд0талка.’;-а. перв^ё’дае’.’Виесто передачвдла обА()лотя,1:Крес1ьявского хлеба держззввЬ BoáíáplQoiájcápao’ формы..’ ¡I г» . Лля пего „то íoHBjfjrapáM йот’ребова; ícb йрлотьбов,;;:р^’сй0а^адться саженном .расстоянии от инвентарного са,рая., к ‘котороиу ‘поДвезли п работавшую’паровую молотилку искВр-•ды. В результате, .от. вскрыт’V:’Bs оаро-■ вика сгорел инвентарный.«арай,. вко-I юрой погибли ¡две — бездействовавшая I молотилке V 6’.влеваторрв ала ‘уборки . созомы.н ‘ ceaa. i Кроме -того ■ • сгорели I сквра ‘овса,- сквр^.дшеввц» ‘ в скврд ‘ ccnenúorb овса.. Убытки; вс^исляются до, милАвона рублей;. ‘ »¿у ,. I Одво’.дбло—неосторожйость о’угйем; ■Другое дел№-—зачем•иу^шо.,,было без’ ! иадобноотв загвз-хывап, в держать на .ферме лншвве чрезвычайн(? ‘.цепные’ в пастоящее время мол’отнлкВ:’На.чьей ответетвенвоств .лежит. безховайствйн-вое расправление молоТвлок . ио уезду- -в’кто/’ долйе(1 ускорить сбор и’ -S46Í всего сельско-хозябствепвого инвентаря’- в? бывших — поыещ&чьих с XОт: Ля8с»в? • • • » •
*айо*в?л}.’, ,, М- даО
, 7 ,iy.-&. , н, £,’ ВвнсКЛ/*’ :йаг,- в
Ьлаоелй; йельнвпы ,а обувного; мага-
8К1/?.-т-р0йГдВЛЦЯК. ‘ —
‘ Ш Помещик Тихонов, Отонан Грв-горъовв^-вл^двл’еп-‘. .•«(«(»О десятин
всмлв-•Л’«»» ,
‘■■. ^0) …Цйящойрйк4 Цьяконов^гчерво-
‘ёотафд^члев; ‘союза1 русского :народа.|
Жандарм ^руин^ |»еор№ Фи» чвиповач«,►- 1 ‘•••
-18),’.Пристав (Гбт^нНои,.. Дийтрий Дф;шас,ьев.’ I ^ /
19)’ ‘Жайдарм(;ЁЙЙ ‘пол[«овва.(< — Два!-^еяли. Георгий Давидович. . -‘-)20) йрастчэ’ Ормухин Леоатай ,Ле-. онтьевв^:’ ‘ : ■ —
• 31)’.ЛЬоряний!Максимов, Иван ФЬдо-‘ ронич’—повощрк, владел’еп вдвокуреп-ю .з^вЬда^: ^ — .-• . •••, 22)’Т\адет Морозов, Йвав Ёфиио-ввч—работал» .лодпольво у!*аДетов в вайтин-врн Советской Властв^,:.;■•’У,. |3) ЦГишжнн, Васвлнй Арсевтьевич крупней домовладолоц1 Саратова: . 24)’.;ВринарДеллн, • Артон Николае. ввчт^члоп губ.’ комитета партии ьНа-родной .’Свободы» •’;• (кадетов), кандидат УЧр’еДВЛКу:;. — . , » 25> ТйльгеиОерг.Ппан -Ииая’ойИч— члгц /коинтота партии йадотов, «кавдя’дат в ‘Учредилку.
Полицеймейстер Трофимов,’ Фе-ир: .ЕгоройвЗ^ЗО /.’лет служи» Ла-
•¿ьж-‘.ктоца Вуфов’тиЙ, Васй-лвй ИвайвВЧ’-агент. Деникина. .
ш Махровский, Гавна-;черросотенеп, кавдв-
jriíio’áijéBHe
Рис. 10. «Известия Саратовского
губернского Совета»
В.В. Теплова: «25 сентября 1919 года
СОМК № 57346 — «Книга описи церковного имущества Саратовской Троицкой церкви».
9 августа 1919 г. председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского, Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован и в регистрационной карточке (п. 16 п/п. «д») было указано, что он арестован как кандидат в Учредительное собрание. В проколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившим обыск, сказано: «Священник Махровский показал: «Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался… По поводу Учредительного собрания я буквально ничего не говорю, я говорю одно, кто имеет физическую силу, тому Богом поручена власть». После этого текста стоит подпись о. Геннадия. На регистрационной карточке протоиерея Геннадия Махровского сохранилась лаконичная резолюция: «В концентрационный] лагерь»1.
В опубликованной А.И. Мраморновым корреспонденции благочинного 2-го округа Саратова (к которому относился Троицкий собор) есть документ, датированный 26 августа 1919 г., о временном командировании протоиерея Евгения Вторина на служение в собор, вместо протоиерея Геннадия Махров-ского2. Так закончилось 37-летнее служение о. Геннадия в старейшем храме земли саратовской.
Сохранилась выписка из протокола заседания Губернской ЧК от 29 сентября 1919 г. Комиссия заседала в тюрьме № 3 в составе Лобова, Крумина, Чумака и постановила: «На полном собрании Комиссия еще раз утвердила постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича . » Почему священник был окрещен саратовской «чрезвычайкой» полицейским — остается только гадать! За акт, совершенный анархистами, власть просто расстреливала тех, кто в этот момент был в тюрьме. Так на практике осуществлялась идея заложников, т. е. «неблагонадежных» людей, арестованных на случай экстренной «разнарядки» о расстрелах в рамках «красного террора». «Органы» торопились выполнить распоряжение и не углублялись в рассмотрение судеб человеческих. К расстрелу тог-
1 Цит. по: Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. — 2012. — Сентябрь. [Электронный ресурс]. — URL: http://trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/
2 См.: Мраморнов А.И. Из входящей корреспонденции одного из благочинных Саратова за 1919 год.: Документ № 39
j Чрезвычайная Конто борьбе е нонщ-револ..лшил. йтаи.
Рис. 11. Ордер на обыск Г. Махровсокого
да были приговорены 28 человек, все они были казнены на следующий день, 17 (30) сентября 1919 г. на окраине саратовского Воскресенского кладбища. «Больше в деле о. Геннадия не имеется ничего, кроме заключения Прокуратуры Саратовской области о реабилитации. 3 июля 1997 г. Прокуратура Саратовской области в своем заключении постановила: «Изучение дела показало, что никаких доказательств контрреволюционной деятельности со стороны Махровского Г.И. в деле не имеется. Сведений в деле об активном участии Махровского в должности полицейского в борьбе против рабочего класса и революционного движения не имеется. Мах-ровский Г.И. репрессирован по социальному признаку». «На основании ст. 3. п. «Б» и ст. 5 п. «Е» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. Махровский Геннадий Иванович реабилитирован»1.
В канун первой Русской революции о Геннадий писал: «Будем знать и помнить, что среди всех видимых политических партий, борющихся теперь у нас между собою из-за преобладания и влияния на общественную жизнь, как это было, есть и будет всегда.суще-ствуют две самые главные партии, невидимые для людей, но видимые и ведомые всевидящему и всеведущему Богу, от которых больше всего и зависит судьба нашего отечества, а вместе с тем и судьба каждого из нас. Это — партия людей искренно любящих Бога и своих ближних, людей, искренне преданных общему благу и готовых жертвовать для этого блага не только своим личным счастьем, но и самою жизнью, и партия людей, до крайности самолюбивых, готовых самими несчастьями своих ближних пользоваться для устроения своего личного благополучия.. Благосостояние всякого народа зависит от господства в общественной жизни людей благих, а не лукавых.»2
О. Геннадий всей своей жизнью и служением принадлежал партии людей «благих», пожертвовав «не только своим личным счастьем, но и жизнью». Память об о. Геннадии сохранили пожелтевшие страницы синодиков3, при-
1 См.: Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. — 2012. — Сентябрь. [Электронный ресурс]. — URL: http:// trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/
2 Г. Махровский «Основной закон нашего земного счастья» // Саратовский духовный вестник. -1904. — № 4. — С. 2-3.
3 СОМК № 47909 — Синодик.
надлежавших саратовским священникам и мирянам, где его имя поминается как «убиенного», с датой расстрела; а в Троицком соборе сохранилась «Следованная псалтирь», принадлежавшая протоиерею Махровскому, на форзаце которой сделана надпись чернилами: «Эта книга принадлежала настоятелю Св. Троицкого собора протоиерею о. Геннадию Махровскому, погибшему в 1919 году. Да упокоит Господь его душу». Книга ныне хранится в музее Свято-Троицкого собора. Почитание расстрелянных страдальцев, останки которых покоятся в братской могиле на Воскресенском кладбище, началось в Саратове сразу же после случившийся над ними расправы. Над могилой был воздвигнут крест из рельсов; долгие годы не были известны точно ни имена, ни сан, ни общее количество захороненных под рельсовым крестом. И только в 1998 г. были уточнены имена казненных, сан, даты мученической кончины. Сейчас могила благоустроена, на месте погребения совершаются молебны новомученикам нашей земли и панихиды по расстрелянным с ними жертвам красного террора, недалеко от могилы воздвигнут храм в честь Воскресения Христова.
СЕМЬЯ
Геннадий Иванович и его супруга Лидия Ивановна воспитали восьмерых детей. Приведем краткие сведения о них: Александр, род. 8 января 1883 г., учитель Петровского Духовного училища; Виктор, род. 10 марта 1886 г., закончил физико-математический факультет Казанского университета, работал преподавателем математики, физики и космографии в Петровской женской гимназии, затем закончил Петроградский технологический институт и стал видным специалистом в области общей метрологии и механических измерений; Константин, род. 9 июня 1887 г., обучался в Варшавском университете на медицинском факультете, затем состоял ординатором при военном госпитале; Елена, род. 17 января 1889 г., окончила курс саратовского епархиального училища, обучалась в фельдшерской школе, затем закончила консерваторию и состояла преподавателем в Архангельском музыкальном училище; Надежда, род. 10 июня 1890 г., закончила саратовское епархиальное женское училище, обучалась в фельдшерской школе и на Высших медицинских курсах в Саратове; Антонина, рожденная 25 марта 1892 г., жила при отце; Анна, род. 3 февраля 1896 г. и Серафима, род. 5 марта 1899 г. — обе обучались в Саратовской Министерской женской гимназии, а затем — в Саратовском университете. Проживало большое семейство недалеко от Волги, на углу Обуховского переулка и По-
Рис. 13. Лидия Ивановна Махровская с братьями Яковом и Алексеем. Саратов, 1920-е гг.
кровской (ныне — Лермонтова) улицы в доме № 4, который принадлежал Старому собору.
В1918-1919 годах в Поволжье свирепствовала эпидемия сыпного тифа. Константина и Надежду, в то время студентку 4-го курса Высших медицинских курсов, направили на борьбу с этим опасным заболеванием. Оба заразились. Надежда умерла 31 декабря 1918 г., Константин — 12 марта 1919 г. В 1921 году от тифа скончалась и их сестра Антонина. После гибели мужа Лидия Ивановна Махровская с дочерями оказалась на Кавказских Минводах. Лидия Ивановна намного пережила Геннадия Ивановича и скончалась в 1940-х годах в Ессентуках, пережив там фашистскую оккупацию1.
Так преломилась история в судьбе священника Свято-Троицкого собора г. Саратова протоиерея Геннадия Ивановича Махровского. В созданном в 2012 г. музее собора отцу Геннадию посвящена отдельная экспозиция, о его служении написаны несколько статей2, бережно хранят память о нем в семьях его потомков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Диакон Максим Плякин, Валерий Теплов. Три священномученика // Саратовские епархиальные ведомости. — 2006. — №1 (17). — С. 84-93.
2. Мраморнов А.И Обвинения против православного духовенства в Саратовском губернском революционном трибунале (1918-1920 гг.) // Церковно-исторический вестник. — 2008. — № 15.
1 См.: Теплов В. Восстанавливая рвущиеся нити // Православие и Современность. — № 33 (49).
2 См.: Диакон Максим Плякин, Валерий Теплов. Три священномученика // Саратовские епархиальные ведомости. — 2006.- №1 (17) — С. 84-93; Теплов В., Богачев Д. Один из многих. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/ svyatost /2229-2011-09-29-22-56-05.html; Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. — 2012. — Сентябрь. [Электронный ресурс]. — URL: http://trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/
3. Мраморнов А.И. Из входящей корреспонденции одного из благочинных Саратова за 1919 год . // Вестник церковной истории. — 2009. — № 3-4. — С. 155-180.
4. Теплов В., Богачев Д. Один из многих. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/svyatost/2229-2011-09-29-22-56-05.html.
5. Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. — 2012. — Сентябрь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/
6. Теплов В. Восстанавливая рвущиеся нити // Православие и Современность № 33 (49).
7. Свящ. Воробьёв Михаил, Плякин М.Е., Теплов В.В. Герман // Православная энциклопедия. — Т. 11. — С. 248-249.
8. Мраморнов А.И. Судебный процесс против Саратовского духовенства в 1918-1919 гг. — Москва-Саратов, 2013.
Voronikhina Irina Vasilievna
curator of the museum of Holy Trinity Cathedral of the city of Saratov, Russia
LIFE AND PUBLIC SERVICE OF ARCH-PRIEST GENNADIY MAKHROVSKIY
In this article which is based on archive materials hitherto unused in scientific research from GASO and SOMK, the author constructs a biography and public service of the rector of Holy Trinity Cathedral of the city of Saratov, Russia. He dedicated his life to the welfare of the Russian Orthodox Church not only as a member of different Committees of church eparchies, but also as a candidate for membership in the State Council during two convocations and as a candidate for membership of the Constituent Assembly.
As a result of this research the author came to the conclusion that the selfless dedication of Father Gennadiy was greatly appreciated by the leadership of the Russian Orthodox Church, Saratov clergy, and parishioners, and that with the Bolsheviks taking power this became the reason for his martyr’s death in the grinding wheels of the «red terror».
The research has been conducted within the framework of the project «Preserved Culture».
Key words. Arch-priest Gennadiy Makhrovski, Holy Trinity Cathedral, State
Council, Constituent Assembly, «red terror» in Saratov in 1919.