Новости

Крещенский Сочельник, 2022

18 января Русская Православная Церковь отмечает Навечерие Богоявления, Крещенский Сочельник.

18 января 2022 года, в канун Богоявления, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Царские Часы, Великую вечерню, Божественную литургию святителя Василия Великого и совершил чинопоследование Великого Освящения воды. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с наступающим праздником Крещения Господня и обратился к прихожанам с проповедью, повествующей о литургических особенностях богослужения Крещенского сочельника.

_________________________

В течении года установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Их автором является святитель Кирилл Александрийский.

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

_________________________

Вода, освященная в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой Агиасмой (Великая Святыня). Освященную воду Церковь употребляет для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до Причастия, во время болезни ее пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд. В день праздника Крещения Великая Агиасма употребляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Ее хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстраординарных случаях, например, для восстановления святости оскверненных церковных зданий или сосудов.

В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит о свойствах освященной воды не терять свежести в течение года: «природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении). Святой Епифаний Кипрский отмечает древнюю традицию черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.

Крещенскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Этот благочестивый обычай мирян восходит к средневековым литургическим традициям: исходя из свидетельств богослужебных книг Русской Церкви, вплоть до середины XVII в. был распространен чин причащения крещенской водой. Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет корни в византийской покаянной практике. «Канонарь» Псевдо-Иоанна Постника (IX в.) предписывает вкушение крещенской воды в качестве духовного утешения для отлученных от Причастия.

https://acathist.com/

https://makekaresus.ru/

https://acathist.ru/en/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *