13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и объяснил слушателям евангельское чтение о мытаре и фарисее.
Всем собравшимся отец Максим пожелал здравия, долголетия, мира, радости, благословения Божьего.
Накануне, в субботу вечером, было отслужено воскресное Всенощное бдение.
В канун Недели о мытаре и фарисее, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) было совершено воскресное всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель Преображенской церкви священник Максим Мищенко. На утрени отец настоятель прочитал воскресное Евангелие и помазал молящихся освященным елеем. После 50-го псалма утрени впервые в этом году были спеты великопостным распевом песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»
_________________________
Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно, Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных Недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»).
Четыре воскресенья («недели») перед Великим постом имеют особые названия, а строй их богослужения сближается со службами воскресений великопостного периода: место песнопений календарной памяти из Минеи занимают песнопения Постной Триоди; после 50-го псалма утрени поются особые припевы «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
Служба первого из этих четырех «подготовительных» воскресений начинается уже сегодня вечером. А завтра за Божественной литургией будет прочитана притча о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки.
Почему эта притча предваряет собой Великий пост, вопреки тому, что тщательное соблюдение поста, как мы узнаем из притчи, оправдало фарисея менее, чем оправдала мытаря безыскусная, но произнесенная с полным сокрушением сердца молитва?
Можно придумать разные объяснения этому, но исторически завтрашняя память возникла вот по каким причинам.
Православное богослужение сложилось не сразу. В нем слились воедино традиции нескольких древних церковных центров — прежде всего, Константинополя и Иерусалима. Система богослужебных чтений из Священного Писания также менялась, в своем современном виде она сформировалась где-то к концу эпохи второго иконоборчества. В более раннюю эпоху отрывки из Евангелия могли распределяться по дням года иначе.
В частности, в период Великого поста в древнем Иерусалиме распределение чтений было следующим: в 1-е воскресенье поста читали притчи о заблудившейся овце и о потерянной драхме, во 2-е — притчу о блудном сыне, в 3-е — притчу о мытаре и фарисее, в 4-е — притчу о милосердном самарянине, в 5-е — притчу о богатом и Лазаре.
Все эти притчи взяты из Евангелия от Луки и очень хорошо подходят к центральным темам Великого поста: покаяние, обращение к Богу, милосердие; 4-я еще и намекает на предстоящую Страстную седмицу (путь в Иерусалим), а 5-я — на грядущую Лазареву субботу. Со временем службы пяти воскресений Великого поста были украшены песнопениями, раскрывающими смысл этих притч.
Но со сменой системы библейских чтений Евангелие от Луки было в целом перенесено на период между Воздвижением Креста Господня и Великим постом (по этой новой системе в период Пятидесятницы читается Иоанн, после Пятидесятницы и до Воздвижения — Матфей, затем — Лука, для отрывков из Марка остается лишь период Великого поста и будние дни в конце циклов Матфея и Луки). В результате вышло так, что перечисленные выше отрывки перестали быть великопостными. 1-й, 4-й и 5-й из них теперь входят в число воскресных чтений, не привязанных к посту, а вот 2-й и 3-й отрывки такую связь всё же сохранили: они-то и предваряют собой пост. Более того, они притянули за собой и многие песнопения, из которых будут составлены сегодняшняя служба и служба через неделю.
Самое же интересное заключается в том, что еще некоторая часть песнопений, относящихся к древнему иерусалимскому циклу воскресных великопостных Евангелий, так и осталась на своих прежних местах! Поэтому во второе воскресенье Великого поста мы еще услышим канон о блудном сыне, а в четвертое — о милосердном самарянине. Более того, каждый день Великого поста поются две самогласных стихиры (по одной на вечерне и на утрене), и почти все эти самогласны также развивают тему притчей из Евангелия от Луки, в соответствии со старым иерусалимским циклом Так что, поразмыслив над образами мытаря и фарисея сегодня и завтра, мы вновь ежедневно будем вспоминать их всю Крестопоклонную седмицу!